Для участия в тендерах членство в СРО не всегда обязательно, но иногда без него не обойтись. В статье расскажем про особенности этой организационно-правовой формы и правилах участия в государственных и корпоративных закупках.
Екатерина Подоплелова Автор статей
- В этой статье:
- Что такое саморегулируемая организация и зачем она нужна
- Кто обязан состоять в СРО
- Где прописывается требование о членстве в СРО
- Ответственность и взносы членов саморегулируемой организации
- Когда подрядчику обязательно быть членом СРО, а когда нет
- Подтверждение членства в СРО для участия в закупках
- Какие проверки проводит комиссия по осуществлению закупок
- Находим тендер без СРО
- Членство в СРО по требованиям 44-ФЗ
- Членство в СРО по требованиям 223-ФЗ
- Заключение
В этой статье:
- Что такое саморегулируемая организация и зачем она нужна
- Кто обязан состоять в СРО
- Где прописывается требование о членстве в СРО
- Ответственность и взносы членов саморегулируемой организации
- Когда подрядчику обязательно быть членом СРО, а когда нет
- Подтверждение членства в СРО для участия в закупках
- Какие проверки проводит комиссия по осуществлению закупок
- Находим тендер без СРО
- Членство в СРО по требованиям 44-ФЗ
- Членство в СРО по требованиям 223-ФЗ
- Заключение
Что такое саморегулируемая организация и зачем она нужна
СРО — саморегулируемая некоммерческая организация. Она объединяет юридические лица и ИП, которые ведут бизнес в одной сфере деятельности. Например, строителей, энергетиков, финансистов или оценщиков.
Суть СРО — контролировать деятельность предпринимателей и качество услуг в конкретной отрасли. То есть не государство, а сами участники рынка оценивают и проверяют профессионализм друг друга. Возможность саморегулироваться снижает нагрузку на бюджет, повышает ответственность поставщиков и улучшает качество работ.
- Организует обучающие мероприятия.
- Аттестует участников и выдает допуски.
- Проводит консультации: юридические, бухгалтерские и других специалистов.
- Защищает интересы участников в госорганизациях.
- Решает спорные ситуации с заказчиками.
- Выплачивает компенсации.
Такие объединения регулируются 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» и федеральными законами в своей отрасли. Также СРО могут разрабатывать собственные регламенты и стандарты.
Кто обязан состоять в СРО
По закону вступить в СРО должны компании, занимающиеся строительством, подготовкой проектной документации, капремонтом, реконструкцией, инженерными изысканиями, сносом зданий.
Где прописывается требование о членстве в СРО
В некоторых закупках нельзя участвовать, не вступив в СРО. Например, это могут быть тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ на суммы свыше 10 млн руб. или обязательное условие заказчика. Требования о необходимости членства в СРО прописываются в извещении или закупочной документации.
Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.
Ответственность и взносы членов саморегулируемой организации
Саморегулируемая организация выделяет для участников несколько видов ответственности:
- имущественная — регулируется ст. 13, 315-ФЗ;
- административная — регулируется КОАП РФ;
- дисциплинарная — регулируется ст. 10, 315-ФЗ и дисциплинарной комиссией СРО;
- уровни ответственности СРО — регулируются ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, стандартами и внутренними документами СРО.
Участники СРО делают вступительные, целевые и членские взносы. Если участник СРО нанесет ущерб или окажет некачественные услуги, организация выплатит пострадавшему заказчику компенсацию. Чтобы на выплаты были деньги, формируются специальные компенсационные фонды:
- Фонд возмещения вреда (КФ ВВ);
- Фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Первый КФ нужен для возмещения ущерба заказчикам в случае предоставления некачественных услуг, второй — для обеспечения договорных обязательств в закупках. Взносы в КФ ОДО вносят члены СРО, которые планируют участвовать в государственных и корпоративных закупках.
Уровень ответственности участники СРО выбирают сами. Он определяются размером платежа в КФ — для каждого есть фиксированная цена, установленная законом. Если уровень захочется поднять, нужно будет доплатить недостающую сумму.
В разных фондах уровни одного и того же поставщика могут быть разными. Например, для инженерных изысканий за взнос в размере 150 тыс. руб. в КФ ОДО он получит первый уровень. За такую же сумму для КФ ВВ — второй.
Если участник СРО решит покинуть организацию, оплаченные взносы не возвращаются.
Когда подрядчику обязательно быть членом СРО, а когда нет
Членство в саморегулируемой организации можно не оформлять, если:
- Организация — государственное или муниципальное унитарное предприятие.
- Юрлицо относится к публично-правовым образованиям.
- В уставном капитале компании доля государственного участия составляет более 50%.
- Компания-субподрядчик заключает договор с компанией, входящей в СРО.
- Компания занимается строительным контролем.
- Размер обязательств по договору не больше 10 млн руб.
Также допуск СРО к работам не нужен при малоэтажном строительстве, если на строительство не требуется получение разрешения, а также на некоторые виды работ при капитальном строительстве.
ИП или юрлицо, не являющиеся членами СРО, могут выполнять работы по договорам строительного подряда. В этом случае сумма каждого договора не должна быть больше 10 млн. Такие договоры можно заключать с компанией-застройщиком, техническим заказчиком, региональным оператором и лицом, ответственным за эксплуатацию объекта.
Подтверждение членства в СРО для участия в закупках
Чтобы подтвердить членство в СРО, отдельный документ предоставлять не нужно — информация об участниках находится в свободном доступе. Зарегистрированные компании вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций — это и подтверждает их членство.
Также есть отдельные национальные реестры по отраслям. Например, списки изыскателей и проектировщиков ведет НОПРИЗ, а данные об инженерах-строителях — НОСТРОЙ.
По разъяснениям ФАС комиссия по закупкам самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки. Если подрядчика в реестре нет, заявку отклонят.
Какие проверки проводит комиссия по осуществлению закупок
Закупочная комиссия проверяет участников закупки на соответствие требованиям закона. Например, у потенциального поставщика не должно быть:
- административной ответственности и судимостей;
- задолженностей по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
- ограничений на уровне законодательства РФ.
По размерам взносов в компенсационные фонды СРО комиссия устанавливает уровень ответственности участников.
Находим тендер без СРО
Найти закупочную процедуру без СРО можно самостоятельно. Для этого нужно воспользоваться поиском на сайте госзакупок, любой из восьми федеральных ЭТП или на коммерческих площадках. Иногда компании объявляют о тендерах на своих сайтах.
Стандартный поиск фильтрует заявки по номерам и ключевым словам — отдельной графы по требованиям к поставщикам в нем нет. На некоторых площадках посмотреть открытые тендеры можно без регистрации. Но чтобы узнать требования о наличии членства в СРО, придется изучить информацию по каждой закупке вручную. Подробнее о поиске читайте в нашем гайде по участию в торгах.
Закупки без СРО проще и быстрее искать с помощью автоматизированных сервисов. Они находят подходящие тендеры по заданным параметрам, отслеживают изменения в процедурах и анализируют конкурентов.
Членство в СРО по требованиям 44-ФЗ
Если цена контракта по 44-ФЗ выше 10 млн рублей, то членство в СРО необходимо для всех участников, кроме некоторых категорий. Помимо этого должно быть выполнено несколько условий:
- В организации сформирован КФ ОДО.
- Потенциальный поставщик заплатил взнос в фонд обеспечения договорных обязательств.
- Уровень ответственности соответствует заявленному заказчиком.
Информацию об участии в СРО проверяет закупочная комиссия, но на практике часто можно увидеть, что заказчики в качестве одного из документов заявки требуют предоставить выписку из реестра членов СРО.
Подать заявку на участие в торгах по 44-ФЗ можно в цифровом виде. Как это сделать и не запутаться в сложностях, рассказываем в Справочной.
Членство в СРО по требованиям 223-ФЗ
Если объектом закупки являются строительно-ремонтные или инженерно-проектные работы, правила участия в корпоративных торгах устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства РФ. Требования к участникам относительно членства в СРО установлены Градостроительным кодексом. Они зависят от суммы контракта, организационно-правовой формы и других условий.
Чтобы понять, нужно ли потенциальному поставщику быть участником СРО, достаточно изучить извещение и другую информацию о тендере.
Заключение
Подавать заявки на участие в некоторых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ можно и без вступления в СРО. Чтобы разобраться в тонкостях закупок, подписывайтесь на наш ютуб-канал Разговоры о торгах — простым языком эксперты Контура рассказывают, как находить интересные закупки и выигрывать торги.
Минстрой России разработал новые минимальные требования к членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами
На портале проектов нормативных правовых актов проходит публичное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий новые минимальные требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (https://regulation.gov.ru/projects#npa=134734).
Разработанный Минстроем России проект устанавливает:
— изменения требований к членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, а также минимальные требования к членам СРО, планирующим осуществлять только снос объекта капитального строительства;
— снижение требований к трудовому стажу специалистов с 5 до 3 лет;
— изменение требования о прохождении специалистами повышения квалификации на требование о прохождении независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения соответствующих работ на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что проектом постановления предлагается установить также требования к кадровому составу члена СРО в зависимости от уровня ответственности члена СРО, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии:
1) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, — для первого уровня ответственности члена СРО (п.1 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
2) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, — для второго уровня ответственности члена СРО (п.2 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
3) не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, — для третьего уровня ответственности члена СРО (п.3 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
4) не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, — для четвёртого уровня ответственности члена СРО (п.4 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
5) не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 7 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, — для пятого уровня ответственности члена СРО (п.5 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ);
6) не менее 2 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 2 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, если член СРО планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (для простого уровня ответственности члена СРО — п.6 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ).
Новые требования к членам СРО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 11 июля 2023 года N МШ/54828/23
Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации
ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направляет информационное письмо по вопросам установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации при осуществлении закупок, о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации и уровней ответственности в компенсационных фондах саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок, а также по вопросу контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда.
1. По вопросу установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Дополнительно отмечается, что при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчиком должно быть установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Также в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Данное требование согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
2. По вопросу проверки у участников закупки членства в саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок.
исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее — Реестр). Сведения, содержащиеся в Реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в Реестре в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, в случае, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. По вопросу проверки уровней ответственности участников закупки в компенсационных фондах саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации — исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливаются требования к участникам закупки о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вместе с тем уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
С учетом изложенного, в случае, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, комиссии по осуществлению закупки необходимо осуществлять проверку уровней ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах саморегулируемой организации после получения от оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки информации о ценовых предложениях участников закупки.
Таким образом, при проведении конкурса в электронной форме такая проверка осуществляется комиссией по осуществлению закупки в период подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении электронного аукциона — в период рассмотрения заявок.
4. По вопросу контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда.
ФАС России обращает внимание, что в силу положений ГрК РФ контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств возлагается на саморегулируемую организацию.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации ежегодно обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
При этом согласно частям 5 и 7 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно, либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в Реестре.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Требованиях к членам СРО, занятых на особо опасных, тех. сложных и уникальных объектах
АСРО «ОССО» информирует Вас о том, что с 01 сентября 2024 года обновлены минимальные требования к членам СРО, выполняющим строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 N 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)"
Новые требования учитывают положения Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ, которым уточняются объекты, относящиеся к особо опасным и технически сложным.
Обновленные требования в том числе содержат следующие нововведения:
- — Специалисты технических служб члена СРО смогут работать по совместительству.
- С 5 до 3 лет снижен необходимый стаж работы таких технических специалистов.
- Вместо повышения квалификации необходимо проходить независимую оценку квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Если специалист технических, или энергомеханических или контрольных, или других технических служб и подразделений члена СРО, выполняющего строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, повысил квалификацию до 1 марта 2024 года, то независимая оценка квалификации не требуется до истечения 5 лет с момента прохождения повышения квалификации.
Для наглядности обновленные требования к членам СРО, занятых на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии) отражены в таблице № 1.
Таблица № 1:
1-й | 2 работника по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС | 3 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС |
2-й | 4 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС | |
3-й | 5 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС | |
4-й | 3 работника по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС | 6 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС |
5-й | 7 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС | |
Простой уровень (для членов СРО, осуществляющих снос объектов капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства) | 1 работник по основному месту работы, стаж 5 лет +НРС | 2 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС |
Специалисты тех. служб прошедших ПК до 1 марта 2024 г., НОК после окончания срока ПК
ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации
ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направляет информационное письмо по вопросам установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации при осуществлении закупок, о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации и уровней ответственности в компенсационных фондах саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок, а также по вопросу контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда.
1. По вопросу установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации при осуществлении закупок
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).
С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Дополнительно отмечается, что при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчиком должно быть установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Также в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Данное требование согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
2. По вопросу проверки у участников закупки членства в саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок
Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.09.2022 и предусматривающие:
исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее — Реестр). Сведения, содержащиеся в Реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в Реестре в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, в случае, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. По вопросу проверки уровней ответственности участников закупки в компенсационных фондах саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок
В соответствии с частями 10 — 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации — исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливаются требования к участникам закупки о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с положениями частей 10 — 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вместе с тем уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
С учетом изложенного, в случае, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, комиссии по осуществлению закупки необходимо осуществлять проверку уровней ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах саморегулируемой организации после получения от оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки информации о ценовых предложениях участников закупки.
Таким образом, при проведении конкурса в электронной форме такая проверка осуществляется комиссией по осуществлению закупки в период подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении электронного аукциона — в период рассмотрения заявок.
4. По вопросу контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда
ФАС России обращает внимание, что в силу положений ГрК РФ контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств возлагается на саморегулируемую организацию.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации ежегодно обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
При этом согласно частям 5 и 7 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно, либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в Реестре.