Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегулируемыми организациями (СРО). В связи с этим фактом, потребители получают более качественный товар и сервис. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля выполнения правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране. В России такая форма организации труда относительно новая. В данной статье проанализированы проблемы и пути оптимизации функционирования СРО в строительстве.
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириченко Ю. О.
- Текст научной работы на тему «Саморегулируемые организации в малом бизнесе (на примере строительной организации ООО фирма «Гефест-Н»)»
- Допуск на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах
- Есть ли разница в оплате разных видов допусков
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов И. С.
- Текст научной работы на тему «Особенности саморегулирования строительной деятельности в России»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириченко Ю. О.
Недобросовестная конкуренция на рынке саморегулируемых организаций
Механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемой организации
Влияние институционализации саморегулируемых организаций на эффективность развития строительной отрасли в Ставропольском крае
Особенности саморегулирования строительной деятельности в России
Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности проектных организаций
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Текст научной работы на тему «Саморегулируемые организации в малом бизнесе (на примере строительной организации ООО фирма «Гефест-Н»)»
178 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
3. разработка элементов «менеджмента участия»;
4. обогащения труда рабочих и др.
Именно эти положения нашли отражения в современной американской модели управления и благодаря им она считается одной из успешной модели. В российском менеджменте некоторые из этих концепций также могли найти свое место.
Например, как было сказано выше, одной из проблемой российского менеджмента имеющее исторические корни, является неконкурентное устройство и так называемая «уравниловка», которое ведет к спаду производительности. Для решения этой проблемы может послужить концепция американской модели управления, делающая упор в сторону развития в своих работниках индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на российских предприятиях для управленцев все большее значение должно приобретать возможность повышение по службе своих подчиненных, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных деловых способностях каждого индивида. При формировании ими системы управления надо как можно больше учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость и прочие деловые качества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что советское прошлое России хотя и затормозило развитие менеджмента, но с наступлением новых веяний в экономической политике есть возможность изменить коренным образом подход к самой расшифровке сущности менеджмента.
1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. — М.: Вига-Пресс, 2006. — 34 с.
2. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие — М.: КНО-РУС, 2010. — 314 с.
3. Мазур И.И., Поршнев А.Г., Шапиро В.Д. Всеобщая история менеджмента: учеб. пособие. — М.: Елима, 2005.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО ФИРМА «ГЕФЕСТ-Н»)
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Практически весь малый и средний бизнес в странах Европы, США, Канады регулируется саморегушруемыми организациями (СРО). В
* Магистрант кафедры Учета, анализа, аудита. Научный руководитель: доцент кафедры Учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук Н.В. Горшкова.
связи с этим фактом, потребители получают более качественный товар и сервис. И при этом ни в Европе, ни в США нет такого количества институтов сертификации и лицензирования, нет такого огромного штата чиновников, поставленных для контроля выполнения правил и стандартов бизнеса, как в нашей стране. В России такая форма организации труда относительно новая. В данной статье проанализированы проблемы и пути оптимизации функционирования СРО в строительстве.
Строительная отрасль в Волгограде всегда занимала значительное место во всей экономической системе города. Это относится как крупному, так и малому бизнесу.
С 1 января 2010 г. было отменено лицензирование строительных организаций, взамен предложено вступление в СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»).
Предметом нашего научного исследования является экономическое пространство строительной отрасли, а также микро пространство малого предприятия, объект изучения — малое предприятие ООО фирма «Гефест-Н».
Основным профильным видом деятельности организации — является осуществление работ по договорам строительного подряда (ремонтно-строительная и санитарно-техническая деятельность).
В данный момент времени, руководство предприятия нацелено на сотрудничество с крупными строительными организациями, осуществляющими свою деятельность по муниципальным договорам и контрактам. Так как такое сотрудничество является наиболее экономически выгодным и безопасным.
Весомым преимуществом института СРО в строительстве является создание четкого механизма возмещения вреда, причиненного третьим лицам. Каждая саморегулирующая организация в строительстве формирует из взносов членов СРО компенсационный фонд, средства которого могут быть направлены на возмещение вреда.
Саморегулируемые организации в строительстве предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО. Вступление в СРО — обязательный шаг для большинства компаний строительной отрасли России.
Но полноценная модель СРО в России реализована пока только в двух видах профессиональной деятельности: деятельности арбитражных управляющих и оценочной деятельности — именно в этих сферах уже несколько лет установлено обязательное участие в СРО взамен лицензирования.
Членство в СРО, с одной стороны, как уже было отмечено, направлено на повышение качества выполняемых работ, а также ликвидацию фирм-однодневок в этой отрасли. А с другой, пока что складывается иная ситуация. Прошел календарный год, с момента вступления в силу закона о СРО, но проблем меньше не стало, напротив, недочеты нынешней системы саморегулирования только начинают всплывать на всеобщее обозрение [1].
180 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
Разберем подробнее основные проблемы внедрения и функционирования СРО в строительстве:
1. Возможность монополизации строительной отрасли.
В связи с проблемой получения допуска СРО, немногие предприятия могут позволить себе вступить в саморегулируемую организацию. Решающую роль играют крупные строительные фирмы, которые предоставляют профессиональные услуги. Для них процедура вступления не составляет большого труда, но таких компаний мало, а стало быть, не исключена возможность монополизации отрасли.
2. Затруднена возможность вступления в СРО малым и средним предприятиям.
Многие фирмы не могут получить допуск к строительным работам из-за серьезных требований, предъявляемых новым законом. Например, это наличие большого количества специалистов профиля, по которому необходим допуск.
3. Большие членские и компенсационные взносы, предъявляемые к фирмам.
Главным камнем преткновения стал финансовый вопрос, а именно оплата членских и компенсационных взносов, которые составляют порядка полумиллиона рублей. Не каждая фирма располагает такими средствами, необходимыми лишь для того, чтобы вступить в саморегулируемую организацию.
4. Недоработка закона о СРО в строительстве.
Некоторые компании, которые так и не смогли вступить в СРО, отображают капитальный ремонт, как текущий, а также занимаются строительством или проектированием под чужим разрешением. На подобные ухищрения вынуждены идти несостоятельные фирмы, чтобы продолжать своё существование и работать дальше. Также многие организации, не получившие допуска к работе, работают нелегально, то-есть, по неофициальным договорам, без отражения выручки в бухгалтерии, соответственно, не уплачивая налогов.
5. Недоработанный механизм по возмещению убытков
Основным мотивирующим фактом, для привлечения строительных организаций в члены СРО, было то, что при нанесении вреда компанией, срывах сроков работы, и др. сбоев в производстве, СРО, компенсирует убытки или ущерб. В реальности же, ситуация складывается абсолютно противоположно [2].
Конечно, многие проблемы, возможно, решить, не дожидаясь, мер со стороны вышестоящих органов.
ООО фирма «Гефест-Н» является членом СРО НП «СКВО» с мая 2010 г., для этого организации пришлось предпринять определенные действия, такие как:
1. набор новых специалистов, для соответствия требований, при получении допуска СРО (а именно, инженеров узкого профиля);
2. обучение уже имеющихся кадров, в специальных учреждениях (так как одним из условий вступления в СРО является повышение квалификации и переподготовка специалистов);
3. выплата денежных средств НП «СКВО» для формирования компенсационного фонда, вступительных взносов, членских взносов, страхование всех видов своей деятельности.
Но, не смотря на все трудности, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса, при вступлении в члены СРО, это партнерство имеет ряд преимуществ, т.к. оказывает финансовую и юридическую поддержку при участии в тендерах (аукционах) на выполнение строительных работ. А также предоставляет своим членам:
— информацию о строительных тендерах (аукционах) по всем регионам РФ;
— займы для оплаты обеспечения заявки;
— обеспечение исполнения контракта;
— подготовка документов для тендеров;
— привлечение членов НП «СКВО» для выполнения субподрядных работ.
С 1 января 2010 г. членство в СРО стало необходимым условием, для продолжения деятельности предприятий в строительстве, с этого момента прошел календарный год, но говорить об очевидных преимуществах или же недостатках, еще рано. Можно лишь проследить некоторые тенденции такого вида контроля за строительной отраслью. Например, отметим такой факт (который, на наш взгляд придает лишь отрицательные черты саморегулированию): в конце 2010 г., все члены строительных партнерств, в обязательном порядке стали проходить перерегистрацию, в ходе этого процесса выяснилось, что многие виды деятельности, которые входили в перечни необходимых для предприятий, перестали попадать под перечень, который необходим для разрешения в СРО. Таким образом, многие малые предприятие могли бы и не вступать в партнерства, продолжая свою деятельность.
Вызывает опасение у действующих членов партнерств и то, что существует безусловный риск потери денег, вложенных в компенсационные фонды, а также сумм, выплаченных в качестве вступительных и членских взносов. Возможно, если бы правительство предоставило малому бизнесу, со своей стороны, какие-либо гарантии, либо же застраховало часть рисков, то большинство организаций гораздо быстрее перешли бы на такой порядок осуществления своей деятельности.
1. Щура Г.А. Рамки закона стали тесны // Информационные технологии в строительстве. — 2010. — № 2. — С. 11.
2. Савельева A.B. Переходный возраст // Информационные технологии в строительстве. — 2010. — № 5. — С. 10.
Как СРО может помочь малому бизнесу
Саморегулируемые организации в сфере строительства могут и должны работать не только в рамках действующего законодательства и обеспечивая гарантии добросовестного выполнения строительными организациями своих обязательств – они вполне могут обеспечить дополнительные формы организационной поддержки для своих членов, значительная часть которых относятся к малому и среднему бизнесу. О том, что в этом направлении делает Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей», рассказал ее генеральный директор Дмитрий Кочнев на заседании круглого стола на тему «Саморегулирование в строительстве: меры поддержки малого и среднего предпринимательства». Это мероприятие было организовано региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и СРО «ИОС» при поддержке Общественной палаты Ивановской области.
Одним из самых актуальных и действенных вариантов содействия членам СРО директор Ассоциации назвал информационную помощь в обеспечении заказами. Специально для этих целей на сайте СРО «ИОС» создан раздел «Биржа подрядов», в котором для членов саморегулируемой организации отобраны конкурсные закупки по Ивановской области и близлежащим областям в рамках ФЗ–44 и ФЗ–223, коммерческие закупки и частные. (Эти страницы доступны только для членов Ассоциации СРО «ИОС»).
Для помощи членам в решении кадровых вопросов в ближайшее время на сайте заработает раздел «Биржа труда», где будут размещены вакансии организаций и резюме работников.
Кстати, обновленный сайт Ассоциации, по словам Д.В. Кочнева, – еще одна форма выстраивания новых отношений с членами. Главное отличие новой версии – создание возможностей упрощенного взаимодействия членов СРО с отделами и службами Ассоциации. Для каждого члена созданы личные кабинеты, позволяющие оптимизировать процессы запроса/получения документов и необходимой информации (сведения о взносах, о результатах проведенных проверок, о текущей задолженности и т.д.). «Прямо на сайте можно подать в СРО сведения о заключенных контрактах, об увеличении уровня ответственности, выслать необходимые документы на плановую/внеплановую проверку, отправить запросы на выставление счета или подготовки актов сверки документов и многое другое. То есть теперь нет необходимости ехать, скажем, из Кинешмы или другого удаленного города области только для того, чтобы забрать, например, выписку о членстве в саморегулируемой организации: её также можно получить через Личный кабинет».
Еще одним аспектом помощи членам Ассоциации Кочнев назвал общественный контроль СРО в сфере закупок: независимый мониторинг закупок, оценка эффективности закупок, оценка осуществления закупок и результатов исполнения контрактов, выявление нарушений в ходе исполнения контракта как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков — членов Ассоциации. Кочнев просит не ждать выявлений нарушений, а обращаться за помощью в Ассоциацию еще на стадии подачи конкурсной документации. По его словам, такая же работа будет проводиться и с заказчиками: специалисты Ассоциации смогут бесплатно проанализировать тендерные документы заказчика, чтобы быть уверенным, что впоследствии закупку не отменят.
В случаях исковых заявлений по арбитражным делам директор «Ивановского Объединение Строителей» призвал строительные организации привлекать СРО «ИОС» как третье лицо для того, чтобы Ассоциация могла помочь защитить интересы своих членов.
Также на этом мероприятии между Ивановским региональным отделением «ОПОРА РОССИИ» и «Ивановским Объединением Строителей» было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии.
Подробнее о встрече – здесь.
1000inf.ru
СРО виды допусков
Свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства могут различаться, в первую очередь, по профессиональному признаку. В зависимости от вида саморегулируемой организации, допуск может быть выдан:
— на работы по инженерным изысканиям (СРО изыскателей);
— на работы по подготовке проектной документации (СРО проектировщиков);
— на работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (СРО строителей).
Ассоциация СРО «МОСП МСП – ОПОРА» является саморегулируемой организацией в сфере строительства и выдает свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Допуск на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах
В перечне видов работ, для выполнения которых требуется получения допуска от СРО, есть группа работ, получение допуска для которых нужно только в том случает, если работы будут выполняться на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Ознакомиться с тем, что это за объекты можно в статье 48.1 Градостроительного Кодекса РФ.
Разница в получении допусков к работам на обычных объектах или на особо опасных и технически сложных сводится к тому, что для получения допуска для работы на обычных объектах необходимо выполнение требований Положение о выдаче Свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства Ассоциации СРО «МОСП МСП – ОПОРА» (кроме особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, объектов использования атомной энергии).
А для получения допуска на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах необходимо соответствие требованиям Положения о выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов (кроме объектов использования атомной энергии).
Есть ли разница в оплате разных видов допусков
Вид допуска не влияет на размер вступительного и годового членского взноса в Ассоциацию СРО «МОСП МСП – ОПОРА». Ознакомиться с размерами взносов можно по ссылке.
Если организация не планирует заключать договора по организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (генподряд), то минимальный взнос в компенсационный фонд (при условии страхования гражданской ответственности) составляет 300 000, 00 рублей.
В случае, если заключение таких договоров планируется, то минимальный взнос в компенсационный фонд составляет (при условии страхования гражданской ответственности), в зависимости от стоимость договора:
Стоимость работ по одному договору: | Взнос в компенсационный фонд: |
до 10 000 000 руб. | 300 000 руб. |
до 60 000 000 руб. | 500 000 руб. |
до 500 000 000 руб. | 1 000 000 руб. |
до 3 000 000 000 руб. | 2 000 000 руб. |
до 10 000 000 000 руб. | 3 000 000 руб. |
10 000 000 000 руб и более | 10 000 000 руб. |
Прочие условия, такие как срок и территория действия Свидетельства, сроки и порядок прохождения проверки и другие, остаются едиными для всех видов допусков.
Особенности саморегулирования строительной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Статья посвящена актуальной теме саморегулирования в строительной отрасли. Рассматриваются проблемы, препятствующие развитию саморегулируемых организаций (СРО) строительного комплекса. Приводятся рекомендации по совершенствованию деятельности СРО в строительной отрасли.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов И. С.
Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения
Влияние институционализации саморегулируемых организаций на эффективность развития строительной отрасли в Ставропольском крае
Малый бизнес в саморегулируемых организациях
Оптимизация управления проектной отраслью в условиях саморегулирования
Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Текст научной работы на тему «Особенности саморегулирования строительной деятельности в России»
Как и в прошлые годы, ожидается, что инвестиции в сектор будут поступать от крупнейших азиатских нефтяных компаний, финансовых инвесторов и участников рынков стран Ближнего Востока.
1. 2014 год стал наихудшим для российского рынка M&A за весь посткризисный период [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akm.ru/ rus/ma/stat/2014/12.htm.
2. КПМГ представляет обзор рынка слияний и поглощений в 2014 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/ru/issue-sandinsights/articlespublications/press-releases/pages/ma-2014-survey.aspx.
3. Рынок слияний и поглощений в России в 2014 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/Artic-lesPublications/Documents/S_MA_4r_2015 .pdf.
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Статья посвящена актуальной теме саморегулирования в строительной отрасли. Рассматриваются проблемы, препятствующие развитию саморегулируемых организаций (СРО) строительного комплекса. Приводятся рекомендации по совершенствованию деятельности СРО в строительной отрасли.
Ключевые слова: строительство, саморегулирование, допуск, организация.
Строительная отрасль является одним из локомотивов экономического роста и важнейшим фактором экономической стабильности страны. В настоящее время экономические показатели российского строительного сектора активно растут. Согласно отчету аналитической компании PRM «Строительный сектор в России в 2014 г. Прогнозы развития на 2014-2019 гг.» следует, что в строительной отрасли России происходит стремительное развитие.
Рост строительства приводит к увеличению количества предприятий, участвующих в градостроительстве и ведущих свой бизнес в строительной сфере [1]. До 31 декабря 2009 г. административно-правовое регулирование строительной отрасли осуществлялось через механизм лицензирования.
* Студент кафедры Организации и управления в строительстве.
Органы исполнительной власти были уполномочены выдавать лицензии на реализацию строительной деятельности.
С 01 января 2010 г. лицензирование в строительной сфере в России отменено. Полномочия по допуску организаций к строительной деятельности переданы профильным некоммерческим организациям, которые объединяют строительные компании. Такие некоммерческие организации называются саморегулируемыми (СРО).
В соответствии с Федеральным Законом от 01.12.2007 г. №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [2].
Согласно Градостроительному кодексу РФ в сфере строительства действуют три вида СРО: СРОС (саморегулируемая организация строителей), СРОП (саморегулируемая организация проектировщиков) и СРОИ (саморегулируемая организация инженеров изыскателей).
На сегодняшний день, на территории РФ действуют более двух сотен саморегулируемых организаций в строительстве, более полутора сотен СРО в проектировании, и порядка трех десятков саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий. Саморегулируемые организации в сфере строительства создаются по региональному, межрегиональному и отраслевому принципу. Согласно действующему российскому законодательству определены требования к минимальному количеству членов: не менее 50 членов для СРО в области инженерных изысканий и проектирования, не менее 100 — для СРО в строительстве [3].
СРО в строительной сфере России является прочной основой стабильного развития строительного рынка. Главная задача, которая решается с помощью внедрения системы саморегулирования — повышение качества выполнения проектных и строительных работ и как следствие — рост уровня безопасности здоровья и жизни граждан.
Другими словами профессиональные участники строительной деятельности объединяются с целью предупреждения и предотвращения нанесения вреда здоровью, жизни людей, имуществу организаций и граждан, объектам культурного наследия, а также экологии вследствие некачественного выполнения работ [4]. Кроме того, саморегулирование призвано повысить уровень информированности всех профессиональных субъектов в строительстве.
После отмены лицензирования в Градостроительный кодекс внесены изменения, предписывающие организациям иметь свидетельства о допуске к работам по проектированию, строительству и инженерным изысканиям. Для получения такого допуска хозяйствующий субъект обязан стать членом соответствующей СРО.
В настоящее время процедура вступления в СРО регламентирована Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и внутренними документами СРО. Сегодня, по прошествии четырех лет работы системы саморегулирования в сфере строительства, выявился ряд проблем в функционировании данной системы [5].
Во-первых, прежде всего, это проблема вступления в СРО. Законом предусмотрена обязательная проверка организаций, желающих получить соответствующий допуск к определенным видам работ, например, минимальные требования к безопасности объектов капитального строительства, включают наличие работников с высшим или средним образованием соответствующего профиля.
Так же существуют требования к стажу работников. В случае несоответствия требованиям, организация должна получать отказ во вступлении в СРО и отказ в получении допуска к выполнению определенного вида работ [6]. На практике же, происходит продажа членства в СРО и выдача допусков организациям без проведения необходимых проверок. Такая практика является нарушением принципов СРО.
Коммерческая деятельность СРО выявляет основной пробел существующего законодательства, который выражен в отсутствии регламентированной процедуры проверки исполнительными органами деятельности СРО по продаже членства в организации и выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ [7].
Законодателям необходимо принять соответствующие правовые нормы, определяющие правила проверки деятельности СРО. Так же, следует установить меры административной ответственности за нарушения в процедуре принятия в члены СРО и выдаче соответствующих допусков. В 2013 г. для решения данного вопроса был принят Приказ Ростехнадзора РФ № 325 от 25.07.2013 « Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО». В приказе установлены полномочия Ростехнадзора по надзору за деятельностью СРО.
Территориальные органы Рострехнадзора получили право проводить плановые и внеплановые проверки деятельности СРО и их филиалов [8]. Так же, Ростехнадзор обязан проводить систематический мониторинг исполнения обязательных требований, которые предъявляет к СРО законодательство РФ.
Во-вторых, важнейшей проблемой СРО является отсутствие единого регулирующего органа. В настоящее время регулирование СРО осуществляется Ростехнадзором РФ и внутренними положениями СРО [9]. По мнению многих членов СРО и представителей власти для регулирования строительной сферы необходимо создание отдельного правительственного комитета или министерства.
В-третьих, к существующей проблеме при создании СРО относится норма, которая предусматривает минимальное количество членов СРО в 100 человек. Для того, чтобы выполнить данное условие, каждая СРО привлекает как можно больше членов, зачастую не обращая внимания на соответствие организации требованиям закона. Это не соответствует главной цели создания СРО, которая состоит в повышении безопасности, качества и надежности объектов капитального строительства [10]. Для устранения данной проблемы нужно повышения контроля со стороны Национального объединения строителей за строительными компании, которые вступают в СРО и ее действующими членами.
В-четвертых, важной проблемой СРО в строительной сфере является выдавливание средних и мелких фирм с рынка строительства и монополизация строительства. Финансовые ограничения не дали возможности большому количеству мелких предприятий вступить в СРО. Размеры вступительных и членских взносов фиксированы и не имеют зависимости от размера организации [11]. Для предприятий малого бизнеса это огромные затраты, в то же время для крупных фирм они не представляют проблемы. Таким образом, членами СРО становятся именно крупные организации, что приводит к монополизации отрасли. Для разрешения данной проблемы необходимо снижение размеров вступительных взносов для мелкого и среднего бизнеса, либо введение гибкой шкалы взносов.
В-пятых, проблемой, требующей является демпинг цен при проведении электронных торгов и аукционов. Для решения данной проблемы нужно создание системы правил предварительной оценки участников, их профессиональной и финансовой состоятельности. Так же необходимо вводить в состав конкурсных комиссий представителей СРО.
В-шестых, серьезной проблемой является старая система СНиПов и ГОСТов в строительстве, которая не соответствует международным стандартам качества [12]. Данная проблема особенно обострилась при вступлении России в ВТО. Для решения данной проблемы целесообразно привести национальные стандарты и своды правил к международным требованиям.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что институт СРО существует совсем недавно. Его деятельность находится в самом начале пути. Тем не менее, стоит согласиться с мнением многих экспертов, что СРО — это наиболее современная и перспективная форма взаимодействия и организации специалистов. По истечению четырех лет работы системы СРО проведена огромная работа по становлению, организации и совершенствованию функционирования СРО. Разработаны и приняты законодательные нормы, которые должны частично решить обозначенные проблемы. Но, безусловно, деятельность государства по развитию законодательства в сфере СРО не за-
вершена. Необходимо дальнейшее совершенствование законов, норм и правил. Решение проблем, которые возникают в процессе создания российских объединений и саморегулируемых организаций в строительстве, даст возможность создать наилучшие условия для оптимального взаимодействия строительных организаций и государственных органов в условиях саморегулирования, что приведет к росту качества и безопасности объектов капитального строительства, ответственности и профессионализма строителей. Это создает условия для успешной конкуренции отечественных строительных предприятий на российском и международном строительных рынках.
1. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2013. — № 1 (60). — С. 101-106.
2. Федеральный закон № 315-Ф3 от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях».
3. Вопросы СРО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nostroy.ru.
4. Петрова А.В. Современные аспекты формирования инновационно-инвестиционной стратегии развития предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2015. — № 2 (41). — С. 107-111.
5. Все о саморегулировании: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.all-sro.ru.
6. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. -СПб.: Изд-во СПбГИЭУ 2012. — 534 с.
7. Петров Н.В. Конкурентоспособность строительного предприятия как фактор его коммерческого успеха // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2015. — № 16. — С. 130-134.
8. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011. — 227 с.
9. Винер О.Е., Наумова Л.И. Инновационные технологии в современном строительстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. -2014. — № 9.
10. Селютина Л.Г., Сушко А.И. Роль и место информации в проектировании и управлении строительством // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. — 2014. — № 17. — С. 272-276.
11. Голубев А.А. Инновационный подход к стратегическому анализу деятельности строительных предприятий // Проблемы экономики менеджмента. — 2015. — № 4 (44). — С. 14-17.
12. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. — № 1. — С. 9-10.
Об Ассоциации
Если Вы выбираете СРО в области строительства, то вступление в Ассоциацию «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса», учреждённую одной из первых в качестве общероссийской саморегулируемой организации в строительстве в России, позволит обрести надёжного партнёра Вашему бизнесу.
Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» (Ассоциация «ОСО») в конце 2009 года, после получения решения Ростехнадзора о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, начала выдачу свидетельств о допуске к работам в соответствии с Перечнем видов работ, утверждённым приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624.
Необходимость создания Саморегулируемой организации была связана с тем, что по нормам Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс России и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 года была прекращена выдача государственных лицензий на осуществление строительной деятельности, а с 1 января 2010 года строительную деятельность возможно было осуществлять только на основании свидетельства о допуске к работам, которое могло быть выдано исключительно саморегулируемыми организациями.
Согласно 372-ФЗ с 01.07.2017 года были отменены Свидетельства о допуске к видам работ, и, соответственно, в настоящее время не используется Перечень работ, утверждённый ранее приказом Минрегиона от 30.12.2009 № 624, что существенно изменило не только деятельность СРО, но и требования к организациям, непосредственно осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также к специалистам членов СРО.
В соответствии с внесёнными изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступившими в силу с 01.07.2017, членство в СРО необходимо было организациям, выполняющим работы по договорам строительного подряда, заключённым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров превышает три миллиона рублей.
Федеральным законом от 01.05.2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью снижения финансовой нагрузки и оказания мер поддержки участникам строительного рынка в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией увеличена цена контракта, для заключения которого не требуется членство в саморегулируемой организации в области строительства, с трёх миллионов рублей до десяти миллионов рублей.
За время работы в российской строительной отрасли Ассоциация стала одной из наиболее влиятельных и авторитетных компаний. Руководители Ассоциации накопили богатый управленческий опыт в сфере строительства, участвовали в подготовке множества действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций, и продолжают активно сотрудничать с федеральными и региональными органами государственной власти.
Председатель Правления имеет опыт:
— руководства строительным комплексом России;
— осуществления крупных строек в России и странах Содружества Независимых Государств;
— разработки и введения в действие сотен нормативных правовых актов, регулирующих жилищную политику и градостроительную деятельность;
— разработки и обновления сотен действующих в настоящее время строительных норм и правил, ГОСТов, Сводов правил и иных технических регламентов.
В рамках Объединения создан Наблюдательный Совет для сотрудничества с Минстроем России, Ростехнадзором, комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Объединение также сотрудничает с Центром повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ, учреждённым Российским Союзом строителей – АНО ДПО «Учебный центр РСС», уполномоченным осуществлять повышение квалификации и аттестации работников членов саморегулируемой организации.
Наш основной принцип – выстраивание доверительных отношений, основанных на принципах прозрачности и открытости. Специалисты СРО Ассоциации «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» готовы оказать Вам всестороннюю помощь в оформлении членства в СРО, исходя из потребностей, возможностей и специфики деятельности Вашей организации.
Для членов Ассоциации работает служба юридической поддержки.
В лице наших сотрудников Вы найдёте профессиональных грамотных специалистов, готовых оказать Вам консультации по подготовке документов для вступления в члены СРО, а также в правовых и юридических вопросах, возникающих в процессе Вашей деятельности
Вступление Вашего предприятия в Ассоциацию «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса», учреждённую одной из первых в качестве общероссийской саморегулируемой организации в строительстве в России, позволит обрести надёжного партнёра Вашему бизнесу.
Преимущества СРО:
Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» имеет ряд преимуществ перед другими СРО, а именно:
· Сохранность компенсационного фонда и отсутствие выплат из него подтверждает благонадёжность членов СРО и качество выполняемых ими работ.
· Известность Ассоциации в профессиональной среде в связи с тесным взаимодействием и координацией своей деятельности с федеральными органами исполнительной власти, министерствами и ведомствами Российской Федерации.
· Соответствие содержания сайта СРО действующему законодательству об информационной открытости СРО.
· Возможность вступающим фирмам и членам СРО получать разносторонние консультации, в том числе через электронный обмен.
· Свобода выбора соискателями страховых компаний и учебных центров по повышению квалификации работников членов СРО.
· Отсутствие какой-либо дополнительной финансовой нагрузки в течение членства в СРО.
· Минимальные сроки рассмотрения документов и оформления членства в СРО.
Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» активно сотрудничает с проектным СРО – Ассоциацией проектировщиков «Содружество профессиональных проектировщиков в строительстве» («СПрофПроект») и с СРО изыскателей – Ассоциацией инженеров изыскателей «Профессионалы рынка инженерных изысканий в области строительства» («ПРИИС») .
Приём документов на вступление в члены СРО осуществляется по адресам: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ш. Можайское, д. 83А и г.Москва, ул. Коровий Вал, д.9 (м. Добрынинская)
Телефон: | +7 (495) 775-8111 (многоканальный телефон) |
Факс: | +7 (495) 517-92-35 |
E-mail: | info@srooso.ru |
Дата и время создания информации на сайте: 02.12.2009 00:00:00
Дата и время обновления информации: 08.08.2022 12:00:02