САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ

под председательством Сергея Миронова состоялось расширенное заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации на тему: «Переход к саморегулированию в строительстве, проектировании и жилищно-коммунальном комплексе: опыт, успехи, проблемы».

С 1 января текущего года строительная отрасль и жилищно-коммунальный комплекс в соответствии с федеральным законодательством перешли на полное саморегулирование. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распределяющий полномочия между государством и самоорганизованным бизнесом, можно считать стартом одной из первых программ частно-государственного партнерства в масштабах всей страны.

Саморегулирование преследует благую и стратегически верную цель – освободить бизнес от государственной опеки. «Это полноценная замена бюрократической процедуре лицензирования, это новые возможности для сотрудничества строительных компаний между собой», — отметил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Вместе с тем, становление нового института идет весьма непросто. На это особо обратил внимание в своем выступлении Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Уже по первому году стали видны серьезные недочеты, не все оказались готовы работать в новых условиях, считает Сергей Миронов. Прежде всего, отметил он, это малые и средние предприятия, для которых компенсационный взнос, страховка и другие сопутствующие расходы для получения допуска на работу оказались непомерно большими – достигают миллиона рублей. В начале 2010 года в Совет Федерации поступило большое количество обращений именно от представителей малого и среднего бизнеса, оказавшихся в затруднительной ситуации, сообщил Сергей Миронов. В итоге деятельности саморегулируемых организаций на смену трем сотням действующим лицензиям на строительный рынок пришло около 80 тысяч имеющих допуск фирм. «Вряд ли все строительные организации, не получившие допуски, были недобросовестными и непрофессиональными застройщиками», — обратил внимание на этот факт Сергей Миронов. Он уверен, что по малому и среднему бизнесу нанесен «большой и тяжелый удар», и ситуацию надо исправлять.

Есть и другие проблемы, о которых также сказал Сергей Миронов. Речь идет о недобросовестных строительных организациях, которые по сути превратились «в конторы по торговле допусками». «Их задача не деньги собирать, а нести ответственность, управлять рисками», — отметил глава Совета Федерации.

Особенно осторожно в связи с имеющимися недочетами надо подходить к переходу на систему саморегулирования в ЖКХ, считает Сергей Миронов. «Переход должен быть постепенным, должны быть четкие правила игры, особенно, с точки зрения тарифов на услуги ЖКХ», — подчеркнул глава Совета Федерации.

Многое сегодня зависит от самого бизнеса, и саморегулируемые организации еще должны доказать свою эффективность, сказал в заключение Сергей Миронов.

В работе расширенного заседания Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, деловых, научных и общественных кругов. С докладом об итогах первого года работы Национального объединения строителей выступил президент Национального объединения строителей Ефим Басин. Председатель комитета по малому бизнесу Национального объединения строителей Дмитрий Молчанов рассказал о проблемах малого бизнеса в строительстве и саморегулировании и необходимых мерах поддержки.

Прозвучали на заседании выступления по таким темам, как роль и задачи саморегулирования в проектировании, в градостроительной сфере, в ЖКХ. Обсуждались задачи по формированию открытого, профессионального и безопасного рынка в сфере управления многоквартирными домами. Прозвучали выступления о роли государственной системы повышения квалификации и аттестации членов СРО.

Национальные объединения выделили следующие приоритетные направления своей деятельности на 2010 – 2011 годы:

— искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций;

— участие в техническом регулировании в строительстве, проектировании, эксплуатации;

— содействие устранению необоснованных административных барьеров;

— поддержка малого бизнеса в строительстве, проектирования, эксплуатации;

— совершенствование внутренней нормативной базы саморегулирования;

— развитие института страхования в системе саморегулирования;

— повышения квалификации кадров;

— информационное обеспечение саморегулирования.

Решение этих задач выявляет общие проблемы как методологического так и практического свойства. Прежде всего, требуется актуализация действующего, законодательства, создание отраслевых стандартов, выстраивание взаимоотношений между государством и саморегулируемыми организациями, как контролирующих, так и партнерских.

Итоги заседания подвел председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев.

В итоговом документе, принятом на заседании, Совету Федерации рекомендуется в период осенней сессии 2011 года заслушать на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» Министра регионального развития Российской Федерации информацию по итогам деятельности саморегулируемых организаций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве за период 2010 года.

К Правительству РФ участники заседания обратились с предложением разработать комплексную систему профессиональной подготовки кадров для обеспечения деятельности института саморегулирования в рамках модернизации системы образования в Российской Федерации.

Отмечается необходимость проведения в 2011г. анализа административно-правовых барьеров, препятствующих становлению и развитию саморегулируемых организаций, их активному участию в модернизационных процессах развития экономики страны.

Руководителям исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации рекомендовано активно привлекать региональные средства массовой информации к работе по разъяснению деятельности саморегулируемых организаций, а также периодически заслушивать руководителей саморегулируемых организаций по основным направлениям деятельности.

Руководителям Национальных объединений саморегулируемых организаций по направлениям деятельности участники заседания рекомендуют организовать работу по внедрению электронного документооборота и обеспечению доступа к информации о результатах и текущей деятельности саморегулируемых организаций.

  • В Контакте
  • Одноклассники
  • Развернуть список
  • Телеграм

Перспективы и проблемы деятельности саморегулируемых организаций в строительстве Текст научной статьи по специальности «Право»

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА / КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СРО. / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / SECURITY OF CONSTRUCTION / QUALITY OF CONSTRUCTION / SRO PERFORMANCE MONITORING / RESPONSIBILITY OF SRO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давлетшина С. М., Давлетшин М. Б.

Статья посвящена проблемам деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в строительной отрасли в РФ на современном этапе развития экономики. В статье предложены приоритетные направления развития СРО.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давлетшина С. М., Давлетшин М. Б.

Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности проектных организаций
Недобросовестная конкуренция на рынке саморегулируемых организаций
Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования

К вопросу о видах гражданско-правовой ответственности саморегулируемых организаций в сфере строительства: проблемы теории и практики

Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prospects and problems of activity of self-regulatory organizations in construction1Ufa State Aviation Technical University (USATU)

This article is devoted to the problems of performance self-regulatory organisations (SRO) in the RF construction sphere at the present stage of economical development. Foreground directions for development of SRO are put forward in this article.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы деятельности саморегулируемых организаций в строительстве»

ISSN 1992-6502 (P ri nt)_

2013. Т. 17, № 7 (60). С. 104-105

ISSN 2225-2789 (Online) http://journal.ugatu.ac.ru

Перспективы и проблемы деятельности саморегулируемых организаций

1 2 с. м. Давлетшина , м. б. Давлетшин

1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ) 2 Некомерческое партнерство Саморегулируемая организация «БашстройТЭК»

Поступила в редакцию 22.12.2013

Аннотация. Рассматриваются проблемы деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в строительной отрасли в РФ на современном этапе развития экономики. Предложены приоритетные направления развития СРО.

Ключевые слова: саморегулируемые организации; безопасность строительства; качество строительства; контроль за деятельностью СРО; ответственность СРО.

Введение института саморегулируемых организаций (СРО) в строительной области Российской Федерации явилось объективной необходимостью в связи с нарастанием техногенных катастроф, ухудшением качества строительства, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг, неэффективностью системы лицензирования.

Основополагающими целями введения системы саморегулирования в строительстве являлись:

• усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы путем установления субсидиарной имущественной ответственности саморегулируемых организаций за вред, причиненный членом такой организации;

• повышение качества работ посредством принятия СРО стандартов и правил саморегулирования;

• недопущение на строительный рынок недобросовестных участников.

Согласно данным государственного реестра в настоящее время зарегистрировано 33 СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, 171 СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, 245 СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительст-

во, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида.

С учетом выявленных проблем и правовых пробелов в организации и деятельности СРО были внесены изменению Федеральным законом от 27 июля 2010 года №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях повышения безопасности и качества строительства СРО наделены правом осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов. В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда установлена обязанность размещать средства этого фонда на депозитах российских кредитных организаций. Предусмотрено право Национального объединения СРО в случае выявления нарушений в деятельности СРО направлять им уведомление о выявленных нарушениях и предложения об их устранении. Государственный контроль над деятельностью Национальных объединений СРО возложен на Минрегион России.

Однако, основные задачи, поставленные перед институтом саморегулирования в момент основания, в настоящее в полной мере не выполнены. Согласно мониторингу аварий и происшествий в 2012 году наблюдается значитель-

С. М. Давлетшина, М. Б. Давлетшин • ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ный рост по сравнению с 2011 годом (аварий на 86 %, происшествий — на 33 %). Не последнюю роль в этом сыграли так называемые «коммерческие» СРО, с помощью которых можно без каких-либо правовых оснований получить допуск к работам. Продолжают действовать СРО, которые предоставляют услуги по оплате компенсационного взноса в рассрочку, при этом свидетельство о допуске выдается даже в случае отсутствия необходимых специалистов, что является явным нарушением закона.

В связи с этим в настоящее время необходимо выработать меры по пресечению деятельности таких СРО, а именно должна быть усилена ответственность за выдачу свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицам, не отвечающим требованиям законодательства.

Необходимо разработать и законодательно закрепить механизм перехода членов одной СРО в другую с одновременным переводом взноса в компенсационный фонд новой СРО, что позволит выявить финансовые махинации при использовании компенсационных фондов. Угроза лишиться своих членов, а соответственно и статуса СРО, будет способствовать соблюдению всеми участниками системы требований Градостроительного кодекса и иных законодательных актов.

На данном этапе развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации приоритетным направлением развития должны стать:

• пресечение деятельности СРО по выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с нарушением требований законодательства Российской Федерации;

• усиление ответственности СРО и их должностных лиц за выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с нарушением требований законодательства Российской Федерации;

• снижение размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемых организаций и установление требований к страхованию членами СРО гражданской ответственности за причинение вреда;

• определение правовых последствий реорганизации юридических лиц — членов саморегулируемых организаций;

• создание условии для допуска на рынок субъектов малого предпринимательства;

• установление возможности и определения условии перехода членов СРО в другую саморегулируемую организацию.

ДАВЛЕТШИНА Светлана Маратовна, доц. каф. финансов, денежного обращения и экономической безопасности. (УГНТУ, 1998). Канд. экон. наук (СПбГЭУ, 2002).

ДАВЛЕТШИН Марат Булатович, предс. совета. Канд. тех. наук (УГНТУ, 2003).

Title: Prospects and problems of activity of self-regulatory

organizations in construction. Authors: S. M. Davletshina1, M. B. Davletshin2 Affiliation:

1 Ufa State Aviation Technical University (USATU), Russia.

2 NP SRO «BashstroyTEK», Russia. Email: 1garildar@ mail.ru. Language: Russian.

Source: Vestnik UGATU (scientific journal of Ufa State Aviation Technical University), vol. 17, no. 7 (60), pp. 104-105, 2013. ISSN 2225-2789 (Online), ISSN 1992-6502 (Print). Abstract: This article is devoted to the problems of performance self-regulatory organisations (SRO) in the RF construction sphere at the present stage of economical development. Foreground directions for development of SRO are put forward in this article. Key words: Self-regulatory organizations; security of construction; quality of construction; SRO performance monitoring; responsibility of SRO.

DAVLETSHINA, Svetlana Maratovna, Cand. of Econ. Sci. (FINEC, 2002), docent (2007), Dept. of Finances, Currency Circulation and Economic Security.

DAVLETSHIN, Marat Bulatovich, Cand. of Tech. Sci. (USPTU, 2003). He is currently the Chairman of the Board of NP SRO "BashstroyTEK."

«Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы»

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 1 ноября 2018 года с участием членов Совета Федерации, представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, а также представителей профессионального строительного сообщества отмечают следующее.

Одним из направлений работы в рамках административной реформы, проводимой в Российской Федерации, является формирование эффективных институтов саморегулирования, которым передается часть функций, исполняемых государством. На сегодняшний день строительная отрасль является единственной производственной сферой, в которой реализован институт саморегулирования.

Одной из самых острых проблем саморегулирования в строительстве, за которую этот институт подвергался и продолжает подвергаться резкой критике, стало появление так называемых «коммерческих» саморегулируемых организаций.

Отсутствие реального контроля со стороны саморегулируемых организаций (далее – СРО) за своими членами, формальный характер проверок членов СРО, незначительный размер выплат из компенсационных фондов СРО и открыто предлагаемая продажа допусков к выполнению работ привели к подрыву доверия к системе саморегулирования в целом.

3 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положивший начало реформированию системы саморегулирования строительной отрасли.

В Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) были введены принципиально новые условия осуществления предпринимательской деятельности в строительной отрасли, в том числе предусмотрена система мер по обеспечению сохранности компенсационных фондов СРО; введена дополнительная система ответственности СРО по договорным обязательствам своих членов; предусмотрены национальные реестры специалистов, несущих персональную ответственность за качество работ и безопасность строительства; урегулировано формирование строительных СРО по региональному принципу.

По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в государственном реестре саморегулируемых организаций по состоянию на 1 октября 2018 года зарегистрированы 436 СРО. Из них: основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания – 40, осуществляющих подготовку проектной документации – 171, осуществляющих строительство – 225. Преобладающее большинство СРО зарегистрировано в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге[1].

В 11 субъектах Российской Федерации отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Курганская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, город федерального значения Севастополь).

На 1 ноября 2018 года из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены 108 саморегулируемых организаций.

При этом 11 СРО были исключены из государственного реестра в связи с реорганизацией, 20 СРО были исключены из государственного реестра на основании поданных ими заявлений, 77 СРО были исключены во внесудебном порядке на основании заключений, представленных Национальными объединениями саморегулируемых организаций.

Следует отметить, что в последние годы серьезной проблемой для СРО стала потеря средств компенсационного фонда вследствие банкротства кредитных организаций и лишения лицензий банков, в которых они были размещены. По информации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ 61 действующая СРО в той или иной мере утратила средства компенсационных фондов в банках, чьи лицензии были отозваны, или в управляющих компаниях на сумму в размере 8,46 млрд рублей[2].

По мнению участников «круглого стола» законодательное регулирование деятельности СРО в строительной отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом необходимости усиления контроля за деятельностью СРО, повышения эффективности взаимодействия СРО и их членов, а также усиления ответственности СРО за некачественное выполнения членами СРО инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства.

Следует отметить проводимую Правительством Российской Федерации работу по совершенствованию законодательства о саморегулируемых организациях.

Так, Министерством экономического развития Российской Федерации подготавливается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на уточнение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации, предусматривающих, в том числе, формирование общегосударственной модели саморегулирования, повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями[3].

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом предложений Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ разработан проект федерального закона „О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)“.

Проектом предусматривается совершенствование и уточнение правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли.

С учетом вышеизложенного участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

при работе над проектом федерального закона № 513907–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ учесть, что возложение на саморегулируемые организации ответственности за неисполнение ее членами обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ „О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, означает придание закону обратной силы, но в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об урегулировании процедуры перечисления средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций из одной кредитной организации в другую кредитную организацию в случае, когда кредитная организация перестает соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации подготавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“, направленного на совершенствование и уточнение правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, а также саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о доработке подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на формирование общегосударственной модели саморегулирования, и подготовленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“, направленного на совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в строительной отрасли, в целях синхронизации содержащихся в них положений;

в целях повышения информационной открытости саморегулируемых организаций рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», предусматривающих обязательное размещение саморегулируемыми организациями на своих сайтах информации не только об исках и заявлениях, поданных саморегулируемыми организациями в суды, но и об исках и заявлениях, по которым саморегулируемые организации являются ответчиками либо третьими лицами.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

при работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на уточнение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации, предусматривающих в том числе формирование общегосударственной модели саморегулирования, повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями:

— рассмотреть вопрос об обязательности членства саморегулируемых организаций в соответствующем национальном объединении саморегулируемых организаций;

— в целях усиления контроля национальных объединений саморегулируемых организаций за саморегулируемыми организациями рассмотреть вопрос о закреплении в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» возможности участия национальных объединений в процедурах получения статуса саморегулируемыми организациями и внесудебного исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;

— рассмотреть вопрос о наделении национальных объединений функциями по ведению единых реестров членов саморегулируемых организаций и реестров специалистов;

— рассмотреть вопрос о сокращении максимального периода проверки деятельности членов саморегулируемой организации с 5 лет до 3 лет.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

продолжить системный мониторинг развития саморегулирования в строительной отрасли и дальнейшую работу по совершенствованию отраслевого законодательства с учетом необходимости усиления контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, повышения эффективности взаимодействия указанных саморегулируемых организаций и их членов, а также усиления ответственности саморегулируемых организаций за некачественное выполнение членами таких организаций инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства;

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с органами государственной власти (в том числе выполняющими контрольно-надзорные функции), органами местного самоуправления;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих особый порядок и периодичность проведения контрольных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства на предмет достаточности у членов таких саморегулируемых организаций специалистов, включенных в национальный реестр специалистов в соответствии со статьей 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство:

рассмотреть вопрос о целесообразности дифференцирования требований в части необходимого количества специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для организаций малого, среднего и крупного бизнеса;

рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения требований к стажу трудовой деятельности физических лиц по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, предусмотренному пунктом 3 части 6 статьи 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для включения в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства.

[1] Информация направлена к «круглому столу» письмом от 04.10.2018 г. № 00–07–04/1561 (входящий номер 39172 от 9 октября 2018 года).

[2] Информация направлена к «круглому столу» письмом № 08–6887/18 от 15.10.2018 (входящий номер 41262 от 23.10.2018)

[3] Согласно докладу Минэкономразвития России «О состоянии саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации», размещенному на сайте http://economy.gov.ru/

  • В Контакте
  • Одноклассники
  • Развернуть список
  • Телеграм

«Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы»

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 1 ноября 2018 года с участием членов Совета Федерации, представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, а также представителей профессионального строительного сообщества отмечают следующее.

Одним из направлений работы в рамках административной реформы, проводимой в Российской Федерации, является формирование эффективных институтов саморегулирования, которым передается часть функций, исполняемых государством. На сегодняшний день строительная отрасль является единственной производственной сферой, в которой реализован институт саморегулирования.

Одной из самых острых проблем саморегулирования в строительстве, за которую этот институт подвергался и продолжает подвергаться резкой критике, стало появление так называемых «коммерческих» саморегулируемых организаций.

Отсутствие реального контроля со стороны саморегулируемых организаций (далее – СРО) за своими членами, формальный характер проверок членов СРО, незначительный размер выплат из компенсационных фондов СРО и открыто предлагаемая продажа допусков к выполнению работ привели к подрыву доверия к системе саморегулирования в целом.

3 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положивший начало реформированию системы саморегулирования строительной отрасли.

В Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) были введены принципиально новые условия осуществления предпринимательской деятельности в строительной отрасли, в том числе предусмотрена система мер по обеспечению сохранности компенсационных фондов СРО; введена дополнительная система ответственности СРО по договорным обязательствам своих членов; предусмотрены национальные реестры специалистов, несущих персональную ответственность за качество работ и безопасность строительства; урегулировано формирование строительных СРО по региональному принципу.

По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в государственном реестре саморегулируемых организаций по состоянию на 1 октября 2018 года зарегистрированы 436 СРО. Из них: основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания – 40, осуществляющих подготовку проектной документации – 171, осуществляющих строительство – 225. Преобладающее большинство СРО зарегистрировано в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге[1].

В 11 субъектах Российской Федерации отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Курганская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, город федерального значения Севастополь).

На 1 ноября 2018 года из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены 108 саморегулируемых организаций.

При этом 11 СРО были исключены из государственного реестра в связи с реорганизацией, 20 СРО были исключены из государственного реестра на основании поданных ими заявлений, 77 СРО были исключены во внесудебном порядке на основании заключений, представленных Национальными объединениями саморегулируемых организаций.

Следует отметить, что в последние годы серьезной проблемой для СРО стала потеря средств компенсационного фонда вследствие банкротства кредитных организаций и лишения лицензий банков, в которых они были размещены. По информации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ 61 действующая СРО в той или иной мере утратила средства компенсационных фондов в банках, чьи лицензии были отозваны, или в управляющих компаниях на сумму в размере 8,46 млрд рублей[2].

По мнению участников «круглого стола» законодательное регулирование деятельности СРО в строительной отрасли нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом необходимости усиления контроля за деятельностью СРО, повышения эффективности взаимодействия СРО и их членов, а также усиления ответственности СРО за некачественное выполнения членами СРО инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства.

Следует отметить проводимую Правительством Российской Федерации работу по совершенствованию законодательства о саморегулируемых организациях.

Так, Министерством экономического развития Российской Федерации подготавливается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на уточнение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации, предусматривающих, в том числе, формирование общегосударственной модели саморегулирования, повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями[3].

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с учетом предложений Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей „Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство“ разработан проект федерального закона „О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)“.

Проектом предусматривается совершенствование и уточнение правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли.

С учетом вышеизложенного участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

при работе над проектом федерального закона № 513907–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ учесть, что возложение на саморегулируемые организации ответственности за неисполнение ее членами обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ „О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, означает придание закону обратной силы, но в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об урегулировании процедуры перечисления средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций из одной кредитной организации в другую кредитную организацию в случае, когда кредитная организация перестает соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации подготавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“, направленного на совершенствование и уточнение правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, а также саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о доработке подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на формирование общегосударственной модели саморегулирования, и подготовленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“, направленного на совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в строительной отрасли, в целях синхронизации содержащихся в них положений;

в целях повышения информационной открытости саморегулируемых организаций рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», предусматривающих обязательное размещение саморегулируемыми организациями на своих сайтах информации не только об исках и заявлениях, поданных саморегулируемыми организациями в суды, но и об исках и заявлениях, по которым саморегулируемые организации являются ответчиками либо третьими лицами.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

при работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на уточнение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации, предусматривающих в том числе формирование общегосударственной модели саморегулирования, повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями:

— рассмотреть вопрос об обязательности членства саморегулируемых организаций в соответствующем национальном объединении саморегулируемых организаций;

— в целях усиления контроля национальных объединений саморегулируемых организаций за саморегулируемыми организациями рассмотреть вопрос о закреплении в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» возможности участия национальных объединений в процедурах получения статуса саморегулируемыми организациями и внесудебного исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;

— рассмотреть вопрос о наделении национальных объединений функциями по ведению единых реестров членов саморегулируемых организаций и реестров специалистов;

— рассмотреть вопрос о сокращении максимального периода проверки деятельности членов саморегулируемой организации с 5 лет до 3 лет.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

продолжить системный мониторинг развития саморегулирования в строительной отрасли и дальнейшую работу по совершенствованию отраслевого законодательства с учетом необходимости усиления контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, повышения эффективности взаимодействия указанных саморегулируемых организаций и их членов, а также усиления ответственности саморегулируемых организаций за некачественное выполнение членами таких организаций инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства;

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с органами государственной власти (в том числе выполняющими контрольно-надзорные функции), органами местного самоуправления;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих особый порядок и периодичность проведения контрольных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства на предмет достаточности у членов таких саморегулируемых организаций специалистов, включенных в национальный реестр специалистов в соответствии со статьей 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство:

рассмотреть вопрос о целесообразности дифференцирования требований в части необходимого количества специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для организаций малого, среднего и крупного бизнеса;

рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения требований к стажу трудовой деятельности физических лиц по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, предусмотренному пунктом 3 части 6 статьи 55 5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для включения в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства.

[1] Информация направлена к «круглому столу» письмом от 04.10.2018 г. № 00–07–04/1561 (входящий номер 39172 от 9 октября 2018 года).

[2] Информация направлена к «круглому столу» письмом № 08–6887/18 от 15.10.2018 (входящий номер 41262 от 23.10.2018)

[3] Согласно докладу Минэкономразвития России «О состоянии саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации», размещенному на сайте http://economy.gov.ru/

  • В Контакте
  • Одноклассники
  • Развернуть список
  • Телеграм

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Анискина, Е. А. Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России / Е. А. Анискина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73999/ (дата обращения: 20.05.2025).

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой капитализацией строительного сектора экономики России, в рамках которой функционирует механизм саморегулирования, характеризующийся определенными недостатками. В рамках статьи проанализировано текущее развитие рынка строительства на территории РФ. Выделены актуальные проблемы функционирования системы саморегулирования в строительстве. Предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы саморегулирования в России.

Ключевые слова: система саморегулирования, строительство, строительная отрасль, строительная деятельность, строительные предприятия.

Строительная отрасль в России играет значительную роль в социально-экономическом развитии государства, являясь важным фактором ее стабильности, а также она служит материальной основой непрерывного развития народного хозяйства, решения жилищной проблемы, повышения уровня качества жизни населения [1].

Актуальность научного исследования на тематику «совершенствование системы саморегулирования в строительстве» обусловлена высокой капитализацией строительного сектора экономики России, в рамках которой функционирует механизм саморегулирования, характеризующийся определенными недостатками.

Целью научной работы выступает разработка инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности.

Строительство — являясь одним из видов экономической деятельности и ключевой фондообразующей отраслью России, оказывает существенное влияние на экономику и рост благосостояния страны и ее хозяйствующих субъектов.

Это отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капительного ремонта действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Уровень развития строительства, в частности жилищного, является одним из индикаторов экономического климата в стране [2; 3].

Анализируя степень развития строительного сектора в экономике России, необходимо обратиться к данным рисунка 1, где изображена динамика объема выполненных строительных работ.

Динамика изменения объема выполненных работ в сфере строительства России, в период 2012–2018 гг., в трлн рублей [4]

Рис. 1. Динамика изменения объема выполненных работ в сфере строительства России, в период 2012–2018 гг., в трлн рублей [4]

Если в 2012 году объем выполненных работ строительными компаниями составлял 5,714 трлн рублей, то в 2018 году данный показатель составляет уже 8,385 трлн рублей. Одной из причин такой тенденции является развития института и системы саморегулирования в строительстве.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [5].

Однако, на современном этапе развития системы саморегулирования строительной отрасли в России можно выделить следующие актуальные проблемы [5; 8]:

− трудности при вступлении в СРО, поскольку для организаций созданы различные минимальные требования и барьеры, например, как количество работников с высшим образованием или минимальный трудовой стаж;

− отсутствие единого регулирующего органа СРО;

− наличие требования к созданию СРО (минимальное количество членов — 100 человек), из-за которых соответствие организаций к стандартам и нормам не замечаются;

− финансовые ограничения для малых и средних строительных организаций приводят к тому, что они попросту неконкурентоспособные, из-за чего происходит укрепление позиций крупных игроков рынка строительства и от части ее монополизация;

− демпинг цен при проведении электронных аукционов и заказов;

− наличие устаревшей системы стандартизации качества строительных работ.

Для того, чтобы способствовать развитию системы саморегулирования строительной отрасли в России и заодно стимулировать масштабирование бизнеса строительных компаний, необходимо предложить следующие мероприятия, направленные на совершенствование [6; 7]:

− разработка единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти;

− провести дифференциацию требований к строительным организациям в части необходимого количества персонала;

− внести изменения по снижению требований к стажу трудовой деятельности персонала, работающего в строительной сфере;

− снизить финансовые ограничения для малых и средних строительных организаций, функционирующих в регионах РФ.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: институт саморегулирования в строительном секторе России позволяет обеспечивать процесс развития данной отрасли, увеличивая количество строительных предприятий и масштабируя объемы их работ. Однако, существуют определенные факторы, приводящие к проблемам функционирования системы саморегулирования в строительстве в России.

По этой причине, в рамках совершенствования системы саморегулирования строительной отрасли страны, необходимы разработка единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти, проведение дифференциации требований, внесение изменений по снижению требований к трудовому стажу и снижение финансовых ограничений для малых и средних строительных организаций, функционирующих в регионах Российской Федерации.

  1. Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2.
  2. Шаркова А. В., Чинаева Т. И., Клепацкая А. С. Анализ деятельности строительных организаций на основе изучения показателей прибыли // Статистика и экономика. 2018. № 5.
  3. Александрова Е. Н., Вдовина В. А. Основные факторы конкурентоспособности строительных предприятий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9–1.
  4. Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
  5. Батынков А. П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. 2015. № 6–2 (46).
  6. Уварова С. С., Мышовская Л. П., Беляева С. В. Направления совершенствования системы саморегулирования в строительстве с точки зрения теории изменений // Вестник МГСУ. 2016. № 8.
  7. Ворова Е. А. Особенности совершенствования институциональной инфраструктуры саморегулирования в строительстве // Вестник евразийской науки. 2018. № 5.
  8. Шемякина Т. Ю. Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций // Вестник ГУУ. 2019. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, совершенствование системы саморегулирования, строительная отрасль, строительная деятельность, трлн рублей, высокая капитализация, государственная власть, единый стандарт взаимодействия, Российская Федерация, строительный сектор экономики России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
anapa-sezon.ru