- Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Жанна Андреевна, Торгаян Елена Евгеньвна, Абраухов Сергей Олегович
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенко Жанна Андреевна, Торгаян Елена Евгеньвна, Абраухов Сергей Олегович
- Retrospective analysis of self-regulation in the Russian Federation
- Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ саморегулирования в Российской Федерации»
- Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартенс Анна Андреевна
- Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартенс Анна Андреевна
- Prospects for the development of self-regulation in the financial market of Russia
- Текст научной работы на тему «Перспективы развития саморегулирования на финансовом рынке России»
- Актуальное состояние рынка СРО на 2024 год
- Законодательные изменения и реформы, ожидаемые в 2025 году
- Как изменения отразятся на компаниях-членах СРО?
- Новые требования к специалистам НРС
- Прогнозы для рынка СРО на 2025 год
- Рекомендации для компаний: как подготовиться к реформам?
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Жанна Андреевна, Торгаян Елена Евгеньвна, Абраухов Сергей Олегович
В данной статье проведён анализ развития системы саморегулирования в Российской Федерации. Выделены основные этапы становления саморегулирования в строительстве , и приведены статистические показатели, характеризующие текущее состояние строительной отрасли.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенко Жанна Андреевна, Торгаян Елена Евгеньвна, Абраухов Сергей Олегович
Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования
Организация саморегулирования в строительной отрасли
Лицензирование и саморегулирование как экономические инструменты регулирования строительного комлекса
Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения
Строительная отрасль в условиях саморегулирования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Retrospective analysis of self-regulation in the Russian Federation
The Abstract: This article considers analysis of the development of the system of self-regulation in the Russian Federation. The authors identify the main stages of formation of self-regulation in construction and show statistics of the current state of the construction industry.
Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ саморегулирования в Российской Федерации»
Василенко Жанна Андреевна
Vasilenko Janna Andreevna Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Доцент / Assistant professor Канд. экон. наук / Candidate of Economical Sciences
Торгаян Елена Евгеньвна
Torgayan Elena Evgenvna Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Доцент / Assistant professor Канд. экон. наук / Candidate of Economical Sciences
Абраухов Сергей Олегович
Abraukhov Sergey Olegovich Ростовский государственный строительный университет, РГСУ
Rostov State University of Civil Engineering Аспирант / Postgraduate student E-Mail: [email protected]
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Ретроспективный анализ саморегулирования в Российской Федерации
Retrospective analysis of self-regulation in the Russian Federation
Аннотация: В данной статье проведён анализ развития системы саморегулирования в Российской Федерации. Выделены основные этапы становления саморегулирования в строительстве, и приведены статистические показатели, характеризующие текущее состояние строительной отрасли.
The Abstract: This article considers analysis of the development of the system of selfregulation in the Russian Federation. The authors identify the main stages of formation of selfregulation in construction and show statistics of the current state of the construction industry.
Ключевые слова: Саморегулирование в строительстве, анализ, строительство, СРО
Keywords: Self-regulation in construction, analysis, construction, SRO
В законодательстве Российской Федерации понятие «саморегулируемые организации» впервые было закреплено в постановлении № 3 Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. Данным постановлением утверждалось временное положение о ведении реестра владельцев ценных бумаг. Первоначально термин «саморегулируе-
мые организации» относился лишь к организациям, действующим на фондовом рынке. В документе закреплялся правовой статус саморегулируемой организации: ими признавались добровольные некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг и действующие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Становление системы саморегулирования в Российской Федерации можно разделить на два этапа. Началом первого этапа стоит считать 1995 год, когда произошло законодательное закрепление понятия «Саморегулируемая организация». В этот период времени правовой статус СРО был чётко регламентирован, но относился только к рынку ценных бумаг.
Окончанием первого этапа и началом второго является 1998 год, а его кульминацией стал 2002 год. Он характеризуется возникновение саморегулируемых организаций в различных отраслях предпринимательства. В отдельных сферах членство в СРО становится обязательным [1].
Современная история возникновения российских саморегулируемых организаций начинается с принятия закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», вступившего в силу 1 декабря 2007 года. Согласно данному нормативному акту, государство делегируют контролирующие и регулирующие функции СРО, при этом осуществляя общий надзор за деятельностью участников рынка. Справедливо сказать, что в настоящий момент лишь в двух видах деятельности — оценочной деятельности и деятельности арбитражных управляющих — полностью реализована модель саморегулирования. Анализ основных вех становления системы саморегулирования в строительстве представлен в таблице 1.
Ключевые вехи становления системы саморегулирования в строительной сфере
12.01.1996 Принятие Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегу-лируемые организации
01.12.2007 Принятие Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»
22.07.2008 Принятие Федерального закона №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию
29.09.2008 Принятие Постановления Правительства РФ № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»
13.01.2009 В Г осударственный реестр СРО внесены первые НП
10.11.2009 Состоялся I съезд СРО в строительстве, 54 делегата учредили Национальное объединение строительных СРО
01.01.2010 Обязательность членства введена в строительной деятельности. Зарегистрировано 294 СРО строительной сферы деятельности
27.07.2010 Принятие Федерального закона №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Членство в национальных объединениях СРО стало обязательным.
30.09.2010 Состоялся III Съезд СРО в строительстве, 216 делегатов избрали совет и президента НОСТРОЙ
28.11.2010 Принятие Федерального закона № 337-ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — закон, предполагающий замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную
Специалисты предлагают следующее современное понятие термина «саморегулирование»: саморегулирование — это легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным вмешательством государства. В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» приводится следующее определение: «СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [2].
С 1 января 2010 года обязательность членства в СРО введена и в строительной деятельности. До этого времени деятельность участников рынка осуществлялась на основе лицензий, выдаваемых государственными органами. Теперь же допуски на ведение работ выдаются саморегулируемыми организациями своим членам. Ответственность строительных организаций обеспечивается компенсационным фондом и страховой суммой, за счёт средств которых будет происходить покрытие возможных убытков. Государство же осуществляет надзор не за конкретной строительной организацией, а за СРО.
Внедрение системы саморегулирования в строительстве происходило «сверху» в короткие сроки. Это было обусловлено негативными тенденциями в экономике. Мировой экономический кризис, правовой нигилизм значительного числа участников рынка не способствовали естественному принятию и развитию новой модели.
Проведённый анализ позволяет сказать, что к 2012 году завершился период создания системы саморегулирования в России. Саморегулируемые организации во всех регионах России осуществляют контроль ведения деятельности строительных, проектных, изыскательских компаний. Таким образом, переход от лицензирования к саморегулированию коренным образом изменил принципы функционирования строительной сферы.
Положительный эффект виден уже сейчас по прошествии двух лет. СРО регулирует конфликт всех субъектов, функционирующих на строительном рынке. При новой системе производитель и потребитель само вырабатывают принципы оптимального взаимодействия. На базе саморегулируемых организаций создана площадка для обсуждения проблем и вопросов, которые связанны с внесением и разработкой предложений по изменению законодательства, выработке общей политики по актуальным проблемам отрасли.
1 февраля 2010 года Росреестр начал регистрацию СРО в различных отраслях экономики, членство в которых не предусмотрено специальным законодательством.
Итоги неоднократного мониторинга демонстрируют увеличение количества саморегулируемых организаций более чем в 4 раза. С 241 их количество выросло до 1003 СРО. Наибольший рост отмечен в строительной сфере: на момент последнего мониторинга (пятого раунда), их число составляет 442 партнёрства, в то время как по итогам первого раунда была зафиксировано 78 организаций [3].
В сферах деятельности, членство в которых не устанавливается специальным законодательством, Россреестром зарегистрировано 245 саморегулируемых организаций. На данный момент 29 % организаций, включенных в государственный реестр СРО, относятся к сфере
управления недвижимостью и ЖКХ, 13,5 % СРО объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности.
Безусловно, модель саморегулирования, функционирующая сейчас, несовершенна. Она имеет ряд недостатков, требующих оперативного решения. Но уже сейчас можно сказать, что саморегулирование представляет собой систему, на которой в будущем должна основываться предпринимательская деятельности. Одним из плюсов стал уход с рынка «сомнительных» компаний: из 300 тысяч компаний, занимавшихся строительной, проектной и изыскательной деятельностью, на рынке осталось чуть больше 80 тысяч.
Наибольшая степень развития СРО отмечена в Москве, Московской области и Ростовской области. Статистика говорит о том, что окружные участники строительного рынка вступают в СРО в три раза активней строительных агентов других регионов страны. Тем не менее, практически все аналитики утверждают, что вступление в СРО по силам далеко не всем предприятиям.
В настоящее время система саморегулирования в ЮФО и Ростовской области развита очень не плохо. Анализ трёхлетних статистических показателей подтверждает, что в период с 2009 по 2011 и за первый квартал 2012 года Южный Федеральный округ, а в частности Ростовская область занимает одну из лидирующих позиции по количеству выданных Свидетельств СРО, и наличию членов, вступивших в СРО в целом.
На этот день наибольшая саморегулируемая организация ЮФО — это НП «Объединение строителей Южного округа» (Ростов-на-Дону). В состав партнерства входит тысяча восемьсот двадцать четыре фирмы и предприятия из 9 регионов округа.
В целом же по Ростовской области сохраняется рост числа строительных организаций, даже не смотря на переход к системе саморегулирования в строительстве (таблица 2).
Динамика количества строительных организаций за пятилетний период
Форма собственности Количество компаний
2007 2008 2009 2010 2011
Государственная 53 48 47 45 43
Частная 3701 4104 5236 5864 6216
Смешанная 42 28 17 24 28
Всего компаний 3863 4224 5537 5968 6326
Стабильный рост количества строительных компаний поддерживается за счёт увеличения числа фирм частной формы собственности. Кроме того, постепенно уменьшается число предприятий государственной формы собственности.
Согласно статистическому анализу, к этому дню в саморегулируемые организации ЮФО вступило порядка шести тысяч активно функционирующих лицензированных предприятий строительного комплекса. Это свидетельствует о том, что процент компаний, вступивших в СРО относительно общего числа предприятий, уже превысил процент фирм, имевших лицензии. Данные показатели превышают цифры других регионов более чем в 3 раза. По мнению экспертов, положительный отрыв ЮФО от других регионов связан с большим числом некоммерческих партнёрств, ассоциаций и профсоюзов строителей, которые были зарегистрированы до того, как был подписан и вступил в силу закон о саморегулируемых организациях.
Период развития саморегулирования в сфере строительства не окончен. Перед субъектами строительного комплекса стоят задачи формирования современных законодательных
норм, как в сфере саморегулирования, так и в сфере взаимодействия с государством. Продолжается напряженная работа, готовятся поправки в Градостроительный кодекс.
Существующие стандарты СРО, нормы технического регулирования требуют усовершенствования. Необходимо привести в порядок нормативную базу, что позволит обеспечить безопасность жизни или здоровья граждан, имущества, окружающей среды, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры по причине неграмотного проведения строительных и ремонтных работ, подготовки проектной или инженерно-изыскательской документации. Тем не менее, саморегулирование уже сейчас занимает законное место в процессе модернизации экономики страны.
Саморегулируемые организации показали себя в качестве удобного варианта государственно-частного сотрудничества. Показательно, что идёт рост количества СРО, созданных в добровольном порядке. По итогам первых лет принятия системы можно сделать вывод, что саморегулирование — это наиболее эффективный способ взаимодействия государства, предпринимательства и рядовых граждан.
1. Саморегулирование на марше // Интернет-портал «Вестник строительного комплекса». [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.vestnik.info.
2. «О саморегулируемых организациях»: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г.
Перспективы развития саморегулирования на финансовом рынке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартенс Анна Андреевна
Рассматривается сущность саморегулирования, выделяются преимущества данной формы регулирования, а также анализируется проект Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков». Выявляются основные проблемы развития саморегулирования как в целом, так и на финансовом рынке России.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартенс Анна Андреевна
Саморегулирование на финансовых рынках в системе надзора за финансовыми организациями
Идентификационно-структурный подход к контрактному регулированию финансовых рынков
Реформы регулирования финансового рынка и его инфраструктуры и их возможные последствия
Становление модели регулирования рынка ценных бумаг в системе мегарегулирования финансовых рынков в России
Развитие инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в условиях мегарегулирования российских финансовых рынков
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Prospects for the development of self-regulation in the financial market of Russia
The article deals with the essence of self-regulation, highlighted the advantages of this form of regulation, as well as analyzes the draft federal law "On self-regulatory organizations in the financial markets." The author identifies the main problems of the development of self-regulation as a whole, and on the Russian financial market.
Текст научной работы на тему «Перспективы развития саморегулирования на финансовом рынке России»
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 3(19) 2015
Б01: 10.17223/22229388/19/9 А. А. Мартене
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИИ
Рассматривается сущность саморегулирования, выделяются преимущества данной формы регулирования, а также анализируется проект Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков». Выявляются основные проблемы развития саморегулирования как в целом, так и на финансовом рынке России.
Ключевые слова: финансовый контроль, саморегулируемые организации, финансовый рынок.
Создание мегарегулятора на финансовом рынке не означает завершение преобразований в области контроля в финансовой сфере. Построение наиболее эффективного регулирования финансовой системы возможно при развитии не только государственной формы воздействия. В связи с этим важным элементом процесса регулирования является саморегулирование со стороны участников этой сферы, которое обеспечивает самостоятельный уровень воздействия на базе специального механизма.
Финансовый рынок наиболее предрасположен к саморегулированию, о чем свидетельствует зарубежный опыт. Эта сфера является второй по развитию контроля со стороны объединений профессиональных участников рынка, уступая лишь рекламе. Наиболее актуальна эта система воздействия для небанковского сегмента финансового рынка, который и будет рассмотрен в представленной статье.
Под саморегулированием автором понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной сферы. Содержанием этой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил в части предоставляемого обслуживания, а также контроль за их соблюдением, который реализуется с целью защиты интересов как участников саморегулируемых организаций (СРО), так и потребителей услуг.
Самой главной задачей СРО является не выдача разрешений на осуществление деятельности, что, к сожалению, можно наблюдать в россий-52 ской практике отдельных сфер деятельности (строительная отрасль и др.), а контроль за качеством предоставляемых членами СРО услуг и развитие их бизнеса.
Согласно мировому опыту саморегулирование возникает в результате реализации потребностей самих производителей товаров (услуг) и связано с осознанием ими готовности без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно с целью сохранения деловой репутации и усиления доверия потребителей услуг к бизнесу [1. С. 56].
В отличие от России на Западе традиции саморегулирования существуют давно, что связано прежде всего с тем, что сначала появилась определенная форма бизнеса и только потом его регулирование. В развитых зарубежных правовых системах презумпцией является негосударственное регулирование, государству передается та часть регулирования, которую профессиональное сообщество не может осуществлять самостоятельно [2. С. 79].
Первые саморегулируемые организации на финансовом рынке возникли на рынке ценных бумаг США и Англии. Современным прототипом саморегулируемой организации считается Нью-Йоркская фондовая биржа, которая с самого начала своей деятельности не только устанавливала систему норм и правил торговли ценными бумагами, но и следила за их исполнением [Там же].
В отличие от США Великобритания в дальнейшем отказалась от активного функционирования института саморегулирования на рынке ценных бумаг. Это было обусловлено неспособностью СРО предотвратить массовые нарушения прав инвесторов, противоречием между системой узковедомственных саморегулируемых организаций и тенденцией к универсализации деятельности участников рынка ценных бумаг, а также потребностью в комплексном регулировании возникающих между ними отношений [Там же. С. 82]. Но все же роль СРО в регулировании фондового рынка Великобритании является значительной. На основании закона о финансовых услугах (1986) за Казначейством закреплены функции по регулированию, среди которых главные — общий контроль за состоянием рынка и допуск на рынок Великобритании зарубежных инвестиционных институтов и фондовых бирж, остальные функции делегированы СРО [3. С. 19].
Необходимость саморегулирования как института воздействия на субъекты финансового рынка связана с его преимуществами, среди основных следует выделить:
— Нормы СРО более эластичны, нежели государственные, и более быстро адаптируются к изменениям геополитической, экономической и другой ситуации на рынке.
— При объединении в СРО у участников рынка появляется больше возможностей воздействия на органы государственной власти с целью продвижения профессиональных интересов сообщества путем установления диалога между властью
и бизнесом (участие в разработке законопроектов, продвижение в выборные органы государственной власти и др.).
— Формирование на базе СРО механизма досудебного разбирательства между потребителями и организациями, оказывающими финансовые услуги, что, как правило, экономичнее и более оперативно, нежели судебное разбирательство. Ярким примером является проект «Финансовый омбудсмен»», реализуемый Ассоциацией российских банков.
— Повышает открытость бизнеса, его социальную ответственность.
— Саморегулирование отличает последовательность и экспертный контроль [4. С. 42], оно позволяет внедрять лучшие апробированные практики профессионального регулирования отрасли [5. С. 20].
— Передача части полномочий по контролю, а следовательно, существенная экономия средств со стороны государства.
Предпосылки возникновения института саморегулирования в России связаны с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». Данный нормативно-правовой акт был введен в 2007 г., что сформировало общую законодательную базу для создания и развития указанной формы регулирования, но только не на финансовом рынке. Частью 3 ст. 1 Федерального закона № 315-ФЗ предусмотрено, что его действие не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй [6].
Таким образом, деятельность СРО указанных видов определяется федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности, а значит, их деятельность на большинстве сегментах финансового рынка осуществляется в соответствии с профильными законами о деятельности соответствующих участников финансового рынка либо не урегулирована вовсе [7].
В то же время самореглирование среди отдельных субъектов финансового рынка развивается с момента его становления. Так, с середины 1998 г. членство в СРО и соответствующее ходатайство СРО стало обязательным условием получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, но данное требование было отменено в 2000 г. В настоящее время статус саморегулируемых организаций не определен, как и их функции. [8. С. 46]. В связи с этим ведется разработка специального нормативно-правового акта, способного заполнить данные пробелы.
20 января 2015 г. Государственной думой был принят в первом чтении законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» [9], содержащий концептуальные элементы, меняющие существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке.
Согласно этому проекту формирование само-регулиремых организаций будет обязательно для всех участников рынка (небанковский сектор), при этом участники финансового рынка смогут участвовать только в составе одной СРО, за исключением тех, которые осуществляют различные сферы бизнеса.
Как следствие, возможно создание СРО следующих субъектов финансового рынка:
— акционерных инвестиционных фондов;
— управляющих компаний инвестиционных фондов;
— паевых инвестиционных фондов;
— негосударственных пенсионных фондов;
Членство в СРО: кривые роста
В III квартале 2023 года СРО в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий привлекли в свои ряды меньше членов, чем в аналогичный период годом ранее.
Так, в саморегулируемые организации в области архитектурно-строительного проектирования в I I I квартале 2023 года вступило 1 859 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — на 2 , 5 % меньше, чем в аналогичный период прошлого года; по сравнению с о I I кварталом 2023 года произошло снижение рыночной активности — на 4 ,3%. Уменьшилось и к оличество исключений — на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года .
В саморегулируемые организации в области инженерных изысканий с июля по сентябрь текущего года вступил 701 новый член — на 2,5 % меньше, чем в I II квартале 2022 года и на 4,8 % больше , чем за первые три месяца текущего года. Количество членов, исключенных из состава изыскательских СРО, увеличилось на 3,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года .
III квартал 2023 | III квартал 2022 | |||
Количество вступивших членов | Количество исключенных членов | Количество вступивших членов | Количество исключенных членов | |
СРОП | 1859 | 1245 | 1906 | 1216 |
СРОИ | 701 | 381 | 719 | 368 |
СРОС (справочно) | 3380 | 2793 | 3359 | 2874 |
Итого | 5940 | 4419 | 5984 | 4458 |
Лидером по активности на рынке среди проектных саморегулируемых организаций осталась московская Ассоциация «ЭкспертПроект» (СРО-П-182-02042013), которая в рассматриваемый период сумела привлечь в свои ряды 148 новых членов. По показателю относительного прироста членской массы лидерство принадлежит Ассоциации «Развитие проектной отрасли » (СРО-П-219-17032021) — 13,4%, по показателю ротации — А ссоциации «СПЕЦПРОЕКТОБЪЕДИНЕНИЕ» (СРО-П-122-25012010) — 30,4%.
Пятьдесят восемь саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования не привлекли ни одного нового члена во II I квартале 2023 года.
Лидером по перечисленным показателям среди изыскательских саморегулируемых организаций осталась Ассоциация «ЭкспертИзыскания» (СРО-И-053-01122021), которая в рассматриваемый период сумела привлечь в свои ряды 117 новых членов, прирост составил — 38%, ротация — 34,4%.
Восемь саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий не привлекли ни одного нового члена в I I I квартале 2023 года.
Наиболее экономически активными округами, в которых отмечается высокая динамика как вступлений, так и исключений из членов саморегулируемых организаций стали Москва и Северо-Западный Федеральный округ.
Всего по состоянию на конец I II квартала 2023 года в проектных саморегулируемых организациях насчитывается 53 235 действующих член ов , в изыскательских СРО — 18 33 8 действующих членов.
Итоги 2022: признаки больших перемен
Если 2021 год был особенно изобильным на события для строительной отрасли, то уходящий 2022 по праву можно назвать годом строительного саморегулирования. Институту саморегулирования, при чутком участии президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова, удалось на все сто процентов реализовать потенциал президентского поручения по проверке правоприменения в деятельности СРО.
Резонансное выступление президента координационного совета СРО «АИИС» и последующее пристальное внимание к институту со стороны государственных органов власти дало богатые стратегические плоды.
Напомним, президент России Владимир Путин поручил проанализировать правоприменительную практику и оценить необходимость изменений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций. Серия последующих публичных совещаний, прошедших на площадках РСПП, ТПП, Деловой России и Опоры России с участием органов власти, общественных и экспертных организаций, завершилась в Общественной палате Российской Федерации. Резолюция ОП РФ, в которую вошли пять предложений по развитию действующей системы строительного саморегулирования, была направлена в органы законодательной и исполнительной власти.
В области развития рейтингования членов СРО, в том числе для участия в конкурентных процедурах, определенный прорыв совершило Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, разработавшее и запустившее при непосредственном участии Технического комитета по стандартизации ТК 066 в опытную эксплуатацию АИС «Рейтингование». Осенью уходящего года систему презентовали министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, который высоко оценил разработку и поручил согласовать критерии скоринга с заинтересованными ведомствами.
Публичная работа над реализацией остальных предложений резолюции в 2022 году начаться не успела. Напомним, речь идет о возвращении к «отраслевому» принципу членства в СРО, целесообразности размещения средств компенсационных фондов по фиксированной процентной ставке, исключении требования о запрете вступления в СРО в течение года после добровольного прекращения членства, а также ежеквартальной публикации в СМИ публичных отчетов о деятельности СРО.
Вторым важным документом, закрепившим результаты проверки правоприменительной практики, стала Стратегия развитие строительной отрасли до 2030 года с прогнозным периодом до 2035 года, утверждение которой в октябре 2022 года стало настоящим фурором. По прочтении итоговой версии стратегии становится понятно, на что профессиональное сообщество потратило десятки миллионов и почему согласование стратегического документа заняло более трёх лет.
Основной задачей института саморегулирования на ближайшую перспективу станет создание системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка для целей государственного заказа. Для её достижения сделана ставка на независимую оценку квалификации ГИП и ГАП, полномасштабное внедрение которой началось в уходящем 2022 году и, несомненно, продолжится в ближайшие годы. В те же сроки запланировано формирование эффективного механизма персональной ответственности ГИПов и ГАПов. Усиление роли профессионалов также сопряжено с возможностью введения механизма отбора подрядчиков на основе оценки их деловой репутации и фактической компетенции, которая будет осуществляться с применением национальных стандартов в этой области.
Здесь уместно вспомнить, как на примере Каталога импортозамещения строительных материалов, ресурсов и оборудования на базе национального объединения СРО может возникнуть полноценная система самосертификации подрядчиков под их же ответственность. При этом никаких затрат из средств бюджета не потребуется. Наоборот, в кабинеты чиновников от участников рынка потекут интересные вопросы. Каталог и перспективы знака качества НОСТРОЙ комментировать пока рано, но сам факт того, что одного постановления правительства и двух приказов Минстроя России достаточно для того, чтобы делегировать расчет факторов риска саморегулированию – это, безусловно, сигнал и победа.
Предприняты шаги по формированию единого информационного ресурса, содержащего сведения о членах всех СРО и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов. С 1 сентября 2022 года СРО строительной сферы начали вести реестры своих членов в составе Единого реестра. Наступающий год ставит перед профессиональным сообществом серьезный вызов — интегрировать Единый реестр с Национальным реестром специалистов.
Часть принятых в уходящем году поправок коснулась компенсационных фондов СРО, которые уже много лет не дают покоя отдельным участникам рынка. Федеральный закон №447-ФЗ дал СРО, утратившим часть средств компенсационного фонда в кредитных учреждениях с отозванными лицензиями, возможность учитывать эти средства в общем составе компенсационных фондов. В свою очередь, национальные объединения СРО получили право на возврат взносов бывшим членам СРО, исключенных из государственного реестра в период с 1 июля 2017 года. Кроме того, до конца 2023 года они смогут использовать средства исключенных СРО, размещенные на их специальных счетах и не востребованные в течение двух лет — предположительно, на развитие цифровых технологий.
Тема займов из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств в текущем году отошла на второй план: национальные объединения СРО не особенно «светили» статистику по выданным и вернувшимся (или же не вернувшимся) денежным средствам. Однако, в качестве антикризисной меры займы членам СРО, по-видимому, оказались востребованы. Во всяком случае, возможность их предоставления продлена ещё на один год.
Самым существенным кадровым событием в саморегулируемом сообществе стала «отставка» Михаила Посохина на позицию почетного президента НОПРИЗ и избрание действующим президентом НОПРИЗ Анвара Шамузафарова. Некритичные, но любопытные перемены происходили и в составе коллегиальных органов управления НОПРИЗ и НОСТРОЙ.
Отдельные саморегулируемые организации также освежили свои управляющие органы — и далеко не во всех этот процесс прошел гладко и без борьбы. На протяжении 2022 года нешуточные страсти кипели в Ассоциации «Регион-Проект», Союзе «Строители Ямало-Ненецкого автономного округа», Ассоциации «СТРОЙГАРАНТ», Союзе «Строители Приволжья», Ассоциации «Объединение Строительных Организаций Профессиональные Строители» и Союзе «Первая Гильдия Строителей». Последнему действия недобросовестного менеджмента чуть было не стоили статуса СРО.
В уходящем году контрольно-надзорные органы провели в отношение саморегулируемых организаций строительного комплекса не менее 52-х проверок и выявили многообразие нарушений обязательных требований законодательства со стороны СРО. Эта цифра могла бы быть существенно выше, а общая картина — значительно печальнее, но в марте уходящего года российское правительство ввело мораторий на проведение плановых проверок и внеплановых проверок — без согласования с органами прокуратуры. Помимо инспекторов Ростехнадзора деятельность СРО привлекала внимание региональных органов госстройнадзора, государственной инспекции труда, Росприроднадзора, Роскомнадзора и Минюста России. Перечисленные выше органы осуществляли мониторинг документов и сведений, размещенных на их официальных сайтах, проводили профилактические визиты и выдавали предостережения по их итогам. Однако, в отсутствие плановых проверок и периодической удаленной работе нормативная дисциплина СРО существенно ослабла. В на 2023 год мораторий будет продлен, но органам надзора открыли «форточку» — они смогут проводить полноценные проверки на основании расчета индексов риска опасных нарушений.
В судебной практике в уходящем году превалировала тема субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Количество судебных разбирательств вынудили национальные объединения СРО заняться изучением этой темы и выработать единый алгоритм действий при тяжбах с региональными операторами Фонда капитального ремонта, а также подготовить правовую позицию в отношении исковых требований кредитных учреждений и страховых организаций.
Помимо этого за 2022 год сформировалась судебная практика по вопросу уступки третьему лицу права требования возврата взносов в компенсационные фонды. Большинство судебных решений сошлись на позиции, что личность кредитора в вопросе возврата взносов не имеет определяющего значения, и бывший член саморегулируемой организации может переуступить свое право.
В следующем году предполагается расширить перечень случаев, по которым саморегулириуемые организации будут нести субсидиарную ответственность. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы под занавес уходящего года.
Если описывать институт саморегулирования в цифрах, то картина 2022 года будет выглядеть следующим образом:
- на конец 2022 года в государственном реестре саморегулируемых организаций состоят 225 действующих строительных, 171 проектная и 47 изыскательских СРО.
- за прошедший год из государственного реестра исключены одна проектная и одна строительная СРО. При этом строительная СРО в судебном порядке добилась восстановления в реестре. Еще две строительные СРО получили one way ticket под занавес уходящего года;
- за тот же срок в государственный реестр включены две строительные и одна проектная СРО;
- по итогам 11 месяцев 2022 года общее количество членов саморегулируемых организаций строительного комплекса превысило 166 тысяч, увеличившись на 2,4% по сравнению с прошлым годом;
- в компенсационных фондах саморегулируемых организаций в области строительства аккумулировано более 127 миллиардов рублей (без учета выданных займов).
Что же до «Правды о СРО», то на протяжении всего 2022 года мы старались оставаться верными себе: оперативными, объективными и остроумными. Надеемся, у нас это получилось!
Благодарим тебя, пытливый читатель за то, что выбирал нас в уходящем году! С Новым Годом! Не переключайся!
Как изменится рынок СРО в 2025 году: прогнозы и реформы
Саморегулируемые организации (СРО) играют ключевую роль в строительной, проектной и изыскательской деятельности, обеспечивая контроль за качеством работ и защиту интересов участников рынка. В 2025 году ожидаются значительные изменения в регулировании СРО, что потребует от компаний пересмотра условий сотрудничества и адаптации к новым требованиям.
Законодательство, регулирующее работу саморегулируемых организаций постоянно меняется. Важно своевременно отслеживать нововведения, чтобы избежать штрафов, исключения из реестра и проблем с исполнением контрактов.
Цель данной статьи — рассмотреть прогнозы и реформы рынка СРО на 2025 год и дать рекомендации для компаний.
Актуальное состояние рынка СРО на 2024 год
По итогам 2024 года общее количество действующих членов СРО в области капитального строительства составило 102 298 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основные направления СРО:
- строительство;
- проектирование;
- инженерные изыскания.
- наличие фиктивных СРО, не выполняющих контрольные функции;
- отсутствие прозрачности в управлении компенсационными фондами;
- сложности с внесением специалистов в Национальный реестр (НРС);
- несоответствие реальных требований СРО законодательным нормам.
- Определять объем работ и материалов.
- Учитывать базовые индексы для отражения рыночных колебаний.
- Рассчитывать индексированные цены стройматериалов.
- Выводить корректированную сметную стоимость с учётом изменений на рынке.
Какие еще изменения ждут СРО в 2025 году?
Законодательные изменения и реформы, ожидаемые в 2025 году
В январе 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета экспертов по регулированию строительного рынка, организованное ведущими профессиональными объединениями. В мероприятии приняли участие представители органов власти, крупнейших саморегулируемых организаций (СРО) и бизнес-сообщества.
Ключевые вопросы, обсуждаемые на заседании, касались предстоящих реформ в сфере саморегулирования, направленных на:
- повышение прозрачности деятельности СРО;
- ужесточение требований к членству и квалификации специалистов;
- пересмотр системы компенсационных фондов;
- цифровизацию процессов взаимодействия между компаниями и регулирующими органами.
«Текущая система отбора подрядчиков через СРО продемонстрировала свою несостоятельность и не достигла изначально поставленных целей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ожидается, что изменения затронут все аспекты работы саморегулируемых организаций:
- Ужесточение требований к членам СРО — возможное повышение минимального размера компенсационного фонда и пересмотр условий допуска к работам.
- Новые правила формирования и расходования компенсационных фондов — повышение прозрачности и ужесточение контроля за финансами организаций.
- Создание единого цифрового реестра СРО — интеграция с порталом Госуслуг для автоматического мониторинга выполнения обязательств.
- Объединение баз данных СРО и НРС — создание прозрачной платформы для мониторинга членов СРО.
- Изменение условий членства в СРО — возможные корректировки в порядке вступления новых компаний и пересмотр системы взносов.
- Автоматическое исключение недобросовестных СРО из реестра — решение будет приниматься в досудебном порядке.
- Ужесточение квалификационных требований — контроль над специалистами Национального реестра специалистов (НРС), с возможностью временного запрета на выполнение обязанностей ГАПа и ГИПа.
В 2025 году в России также начнётся подготовка законодательной базы для внедрения формульного ценообразования в строительстве. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко на XI Международном форуме 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге.
Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой разработал четыре индекса-дефлятора, которые будут использоваться для расчёта сметной стоимости объектов:
- жилищно-гражданское строительство;
- производственные объекты;
- линейные объекты энергетического хозяйства;
- линейные объекты транспортной инфраструктуры.
В итоге, многие участники рынка могут не выдержать новых условий, что поможет очистить рынок от недобросовестных участников, усилить роль профессиональных объединений и обеспечить стабильность строительного сектора.
Как изменения отразятся на компаниях-членах СРО?
Введение новых требований потребует от компаний:
- проверки специалистов НРС на соответствие обновлённым требованиям;
- пересмотра бюджета с учётом возможного роста стоимости членских взносов;
- адаптации к новым правилам работы с компенсационными фондами;
- увеличения затрат на соответствие стандартам и прохождение проверок.
Новые требования к специалистам НРС
С 1 марта 2025 года в силу вступает профессиональный стандарт «Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности», утвержденный приказом Минтруда № 433/н от 29 августа 2024 года. Этот стандарт, разработанный НОСТРОЙ, НОПРИЗ и ООО «Центр исследований», регламентирует работу специалистов в СРО, и устанавливает новые требования к их квалификации.
Основные функции специалистов СРО теперь включают:
- Ведение реестра членов СРО;
- Обеспечение доступа к информации через официальный сайт СРО;
- Контроль соответствия членов требованиям законодательства, технического регулирования и стандартов СРО;
- Анализ деятельности членов СРО по предоставляемым ими отчетам;
- Юридическое сопровождение деятельности СРО;
- Выполнение функций исполнительного органа СРО.
- Специалисты по ведению реестра, документообороту и сайту: не ниже среднего профессионального образования;
- Сотрудники контрольного, дисциплинарного и аналитического отдела: высшее образование (бакалавриат);
- Юрисконсульты и руководители юридических отделов: высшее юридическое образование (бакалавриат) и опыт работы не менее 5 лет;
- Президент и директор СРО: магистратура или специалитет + 6 лет опыта в саморегулировании или строительстве.
Новые требования к квалификации специалистов СРО приведут к кадровым перестройкам внутри организаций. Компании, чьи специалисты не соответствуют новым стандартам, рискуют столкнуться с трудностями при продлении допуска.
Изменения в размере взносов и правилах их уплаты
2025 год также принес изменения в систему взносов для членов СРО, что значительно повлияло на финансовую нагрузку компаний.
Компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) — это основной страховой резерв СРО, используемый для покрытия убытков заказчиков в случае некачественного выполнения работ. Оплачивается единовременно при вступлении, но при необходимости возможно увеличение уровня ответственности.
Размеры взносов для строительных организаций:
- Контракты до 90 млн руб. — 100 000 руб.
- Контракты до 500 млн руб. — 500 000 руб.
- Контракты до 3 млрд руб. — 1 500 000 руб.
- Контракты до 10 млрд руб. — 2 000 000 руб.
- Контракты свыше 10 млрд руб. — 5 000 000 руб.
- Контракты до 25 млн руб. — 50 000 руб.
- Контракты до 50 млн руб. — 150 000 руб.
- Контракты до 300 млн руб. — 500 000 руб.
- Контракты свыше 300 млн руб. — 1 000 000 руб.
Размеры взносов для строительных организаций:
- Контракты до 90 млн руб. — 200 000 руб.
- Контракты до 500 млн руб. — 2 500 000 руб.
- Контракты до 3 млрд руб. — 4 500 000 руб.
- Контракты до 10 млрд руб. — 7 000 000 руб.
- Контракты свыше 10 млрд руб. — 25 000 000 руб.
- Контракты до 25 млн руб. — 150 000 руб.
- Контракты до 50 млн руб. — 350 000 руб.
- Контракты до 300 млн руб. — 2 500 000 руб.
- Контракты свыше 300 млн руб. — 3 500 000 руб.
Компании, не подготовившиеся к изменениям, рискуют столкнуться с серьезными проблемами:
- Штрафы и санкции за несоответствие новым требованиям.
- Исключение из реестра СРО, что приведет к потере права на участие в госзакупках и тендерах.
Прогнозы для рынка СРО на 2025 год
Несмотря на широкие полномочия, СРО не используют их в полной мере. В результате:
- значительно ухудшилось качество строительных работ;
- возросло количество срывов сроков сдачи объектов;
- увеличилось число случаев недобросовестного выполнения контрактов.
В 2025 году рынок СРО будет двигаться в сторону консолидации. Это проявится в нескольких ключевых тенденциях:
- Рост конкуренции среди СРО: организации будут предлагать более выгодные условия для привлечения надёжных участников.
- Концентрация рынка: малые СРО будут поглощены более крупными игроками, ожидаются массовые слияния.
- Усиление государственного контроля за финансами: государство возьмёт под жёсткий контроль компенсационные фонды и механизмы их расходования. Возрастет число проверок со стороны контролирующих органов.
- Цифровизация и автоматизация: компании, не использующие цифровые инструменты, столкнутся с трудностями при прохождении проверок.
Рекомендации для компаний: как подготовиться к реформам?
Чтобы избежать проблем и соответствовать новым требованиям, строительным и проектным компаниям рекомендуется:
- Провести аудит членства в СРО — проверить соответствие обновлённым стандартам.
- Актуализировать данные специалистов в НРС — убедиться, что сотрудники соответствуют новым требованиям.
- Пересмотреть бюджеты и финансовую стратегию — учесть возможное увеличение затрат на взносы и проверки.
- Оптимизировать внутренние процессы и подготовиться к цифровизации взаимодействия с госорганами.
- Наладить взаимодействие с юристами и экспертами — своевременное консультирование поможет избежать санкций и приостановки деятельности.
2025 год станет переломным для рынка саморегулируемых организаций. Усиление контроля, реформирование механизмов работы и цифровизация приведут к изменению привычной системы СРО. Компании, которые заранее подготовятся к реформам, смогут укрепить свои позиции, а те, кто не адаптируется — рискуют столкнуться с серьёзными проблемами, вплоть до приостановки деятельности.
«Изменения неизбежны, и ключевая задача бизнеса — быть готовым к новым реалиям», — заключает один из участников рынка.
Важно: заранее проанализировать предстоящие изменения и подготовить компанию к новым требованиям. Следите за обновлениями законодательства и консультируйтесь с профессионалами!