С 20 марта 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 338, которое утвердило минимальные требования к членам саморегулируемых организаций (СРО), имеющим право на выполнение работ в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. В этом материале мы подробно рассмотрим основные положения и новые требования к специалистам, участвующим в выполнении таких видов работ.
Основные положения и нововведения
Постановление направлено на совершенствование профессиональных стандартов для специалистов в сфере строительства, с акцентом на объекты капитального строительства повышенной сложности. Данный нормативный акт устанавливает минимальные требования к квалификации специалистов, работающих в таких организациях, что позволяет гарантировать более высокий уровень профессиональной подготовки и безопасности на объектах.
1. Независимая оценка квалификации (НОК)
Одним из ключевых нововведений является обязательное прохождение независимой оценки квалификации (НОК) для специалистов, работающих на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, а также на объектах, связанных с использованием атомной энергии (согласно пп. а, б п. 1 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ).
НОК предполагает проверку знаний и компетенций работников с целью подтверждения их соответствия требованиям профессиональных стандартов. В результате специалистам, которые успешно проходят оценку, выдается квалификационный аттестат (свидетельство НОК о подтверждении квалификации). Этот документ подтверждает, что работник обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения работ на объектах повышенной сложности.
2. Переходный период для специалистов, прошедших повышение квалификации до 1 марта 2024 года
Постановление устанавливает важное условие для тех специалистов, которые прошли повышение квалификации в области строительства до 1 марта 2024 года. Для этих работников требование обязательного прохождения НОК будет применяться только через пять лет после завершения повышения квалификации. Это позволяет организациям постепенно адаптироваться к новым правилам и дает специалистам время для подготовки к независимой оценке квалификации.
Таким образом, если специалист прошел повышение квалификации, например, в феврале 2024 года, то обязательное прохождение НОК для него станет актуальным только в 2029 году. Это положение дает определенную гибкость для специалистов и их работодателей, позволяя им плавно перейти к новым требованиям, при этом не нарушая процесса выполнения работ на объектах повышенной сложности.
3. Требования к членам СРО
Новые правила распространяются на членов СРО в следующих областях:
- Инженерные изыскания;
- Подготовка проектной документации;
- Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос объектов.
Эти требования касаются не только организаций, но и их специалистов, которые непосредственно участвуют в выполнении работ. Для того чтобы получить право на участие в реализации таких проектов, члены СРО обязаны обеспечить наличие в штате квалифицированных работников, прошедших НОК и соответствующих минимальным требованиям постановления.
4. Значение Постановления для отрасли
Введение Постановления № 338 имеет большое значение для строительной отрасли. Оно позволяет обеспечить соответствие квалификации специалистов требованиям современных стандартов безопасности и технических регламентов, что особенно важно для объектов, которые могут представлять потенциальную угрозу для людей и окружающей среды.
Кроме того, повышение уровня квалификации и обязательное подтверждение этих знаний через НОК способствует улучшению качества проектирования и строительства объектов, минимизации рисков и предотвращению аварийных ситуаций на всех этапах строительства и эксплуатации.
Заключение
Постановление Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 стало важным шагом в укреплении профессиональных стандартов в строительной отрасли. Введение обязательной независимой оценки квалификации, а также установление переходного периода для специалистов, уже прошедших повышение квалификации, создает условия для повышения уровня безопасности и качества работ на особо опасных и сложных объектах капитального строительства.
Это требование способствует более строгому контролю за компетенциями специалистов и создает новые стимулы для регулярного повышения квалификации работников, занятых в этой области.
Изменения в законодательстве СРО
Федеральная антимонопольная служба опубликовала на своем сайте письмо №МШ/54828/23 от 11.07.2023 «Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации».
Фото: www.provisi.ru
В своем письме ФАС России разъяснила требования, предъявляемые к участникам закупки, о членстве в саморегулируемой организации (СРО), проверке комиссией по осуществлению закупок у участников членства СРО и уровнях ответственности, а также контроля соблюдения соответствия фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам подряда.
Фото: www.24segodnya.ru
Установление требований к участникам закупки о членстве в СРО
По этому вопросу ФАС России отмечает, что в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (если это предусмотрено 44-ФЗ) на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации (ПД), работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капитального строительства (ОКС) устанавливается требование к участникам закупки о членстве в СРО соответственно в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется согласно ГрК РФ).
Дополнительно отмечается, что при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке заказчик должен установить требование к участникам закупки о членстве в СРО.
В случае если объектом закупки являются работы по разработке ПД и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Данное требование согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в СРО, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
Фото: www.gov.cap.ru
Проверка комиссией по осуществлению закупок членства в СРО у участников закупки
По данному вопросу ФАС России отмечает, что сведения о членах СРО и их обязательствах размещаются в едином реестре (Реестр), который размещен в сети Интернет и доступен для ознакомления без взимания платы.
Наличие сведений в Реестре в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей СРО.
Учитывая изложенное, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей СРО, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре его заявка отклоняется.
Фото: www.стройэксперт24.рф
Проверка комиссией по осуществлению закупок уровней ответственности участников закупки в компенсационных фондах СРО
В извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке на выполнение инженерных изысканий, подготовку ПД, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС устанавливаются требования к участникам закупки о наличии взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФОДО), компенсационный фонд возмещения вреда (КФВВ).
Вместе с тем уровень ответственности члена СРО, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в КФОДО и КФВВ не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
Комиссии по осуществлению закупки необходимо осуществлять проверку уровней ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах (КФ) СРО после получения от оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки информации о ценовых предложениях участников закупки. При проведении конкурса в электронной форме такая проверка осуществляется комиссией по осуществлению закупки в период подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении электронного аукциона — в период рассмотрения заявок.
Фото: www.edsro.center
Контроль соблюдения соответствия фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам подряда
ФАС России обращает внимание, что контроль соблюдения соответствия фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку ПД, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом СРО был внесен взнос в КФОДО, возлагается на СРО.
Член СРО ежегодно обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Фото: www.900igr.net
При этом член СРО обязан самостоятельно либо при получении от СРО предупреждения о превышении установленного уровня ответственности по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в КФ обеспечения договорных обязательств вносить дополнительный взнос в КФ в порядке, установленном внутренними документами СРО.
Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в КФОДО, размещенными в Реестре.
Другие публикации по теме:
НАРК утвердил 14 квалификаций специалистов СРО
Приказом АНО НАРК от 12 мая 2025 года № 65/25-пр утверждены наименования квалификаций и требований к квалификациям специалистов в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, на соответствие которым будут проводиться экзамены по независимой оценке квалификации (НОК) для работников СРО.
Документ устанавливает 14 квалификаций (7 для СРО изыскателей и 7 для проектировщиков), описывает наименования трудовых функций, трудовые действия, необходимые умения и знания для специалистов саморегулируемых организаций.
- Специалист по ведению реестра членов саморегулируемой организации (5-й уровень квалификации).
Трудовая функция: формирование и ведение дел членов СРО
Требования к образованию: наличие среднего профессионального образования.
- Специалист информационного отдела саморегулируемой организации (5-й уровень квалификации).
Трудовая функция: размещение на сайте в сети «Интернет» информации и документов о деятельности СРО.
Требования к образованию: наличие среднего профессионального образования.
- Специалист по обеспечению функционирования контрольного органа саморегулируемой организации (6-й уровень квалификации).
Трудовая функция: проверка индивидуального предпринимателя или юридического лица при приеме в члены СРО на соответствие установленным требованиям.
Требования к образованию: высшее образование – бакалавриат или высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
- Специалист по обеспечению функционирования дисциплинарного органа саморегулируемой организации (6-й уровень квалификации).
Трудовая функция: обеспечение применения мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО, допустившего нарушение требований законодательства РФ о градостроительной деятельности, требований техрегламентов, обязательных требований стандартов на процессы выполнения работ, утвержденных нацобъединением и внутренних документов СРО.
Требования к образованию: высшее образование – бакалавриат или высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
- Специалист аналитического отдела саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания (6-й уровень квалификации)
Трудовая функция: сбор и обработка информации, представляемой членом СРО, в форме отчета о деятельности.
Требования к образованию: высшее образование – бакалавриат или высшее образование – бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности.
- Юрист саморегулируемой организации (6-й уровень квалификации).
Трудовая функция: правовое сопровождение приобретения статуса СРО.
Требования к образованию: высшее образование – бакалавриат.
Опыт практической работы: не менее пяти лет в области юриспруденции.
- Руководитель саморегулируемой организации (7-й уровень квалификации).
Трудовая функция: обеспечение текущей хозяйственной деятельности СРО.
Требования к образованию: высшее образование – магистратура или специалитет.
Опыт практической работы: не менее шести лет в области саморегулирования или строительной деятельности.
Приказом от 18 марта 2025 года № 35/25-ПР АНО НАРК утвержден трехлетний срок действия свидетельства о независимой оценки квалификации (НОК) для изыскателей и проектировщиков.
Напомним, что профстандарт «Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности» вступил в силу 1 марта 2025 года. Разработкой требований к специалистам СРО занимались базовые организации СПК в строительстве и СПК в проектировании и изысканиях – НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Согласно публичным заявлениям, первыми проходить НОК отправятся специалисты специализированных органов СРО – сотрудники и руководители контрольных комиссий и комитетов саморегулируемых организаций. Планов по оценке квалификации директоров СРО пока нет.
Изменения в законодательстве СРО
О вступлении в силу с 01.09.2024 Постановления Правительства РФ от 20.03.2024 № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ПП-338)
С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые минимальные требования к членам СРО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 (ПП-338).
20 августа 2024 года Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) путем заочного голосования одобрил и рекомендовал к применению саморегулируемыми организациями «Методические рекомендации для саморегулируемых организаций в области строительства по реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Документ рекомендован для использования в работе саморегулируемыми организациями в области строительства, поскольку позволяет определить единообразный подход при реализации положений ПП-338
На вопрос о сроках прохождения обязательной независимой оценки квалификации специалистами технических служб членов СРО, в методических рекомендациях указано:
«…Постановлением установлено, что требование о наличии подтверждения прохождения не реже одного раза в 5 лет независимой оценки квалификации не применяется к члену саморегулируемой организации в отношении тех специалистов технических служб, прошедших повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства до 1 марта 2024 года, до истечения 5 лет со дня прохождения указанными специалистами повышения квалификации. Таким образом, наличие у работника организации — специалиста технических служб удостоверения о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства, выданного в любую дату до 1 марта 2024 года, дает ему право не проходить независимую оценку квалификации в течение 5 лет со дня прохождения указанными специалистами повышения квалификации. День, с которого производится исчисление указанного 5-летнего срока, может быть определен со дня выдачи удостоверения о повышении квалификации, если иной срок не указан в удостоверении или ином документе, подтверждающем прохождение специалистом повышения квалификации. К истечению пятилетнего срока специалист уже должен пройти независимую оценку квалификацию и иметь соответствующее свидетельство о квалификации.
В этой связи саморегулируемым организациям рекомендуется при формировании требований к своим членам в части предоставления документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям специалистов технических служб, не имеющих сведений о прохождении независимой оценки квалификации, указывать на возможность предоставления ими удостоверений о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства, выданных до 1 марта 2024 года, до истечения 5 лет со дня прохождения такими специалистами повышения квалификации.»
Главные инженеры — специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в Национальные реестр специалистов (НРС), проходят независимую оценку квалификации (НОК) на соответствие профессиональному стандарту «Специалист по организации строительства» с 1 сентября 2022 года. Однако, ПП-338 также установлено требование к прохождению НОК специалистами технических служб, которая может проводиться на соответствие требованиям того же профессионального стандарта (Специалист по организации строительства), квалификация Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации).
Сформированная СПК в строительстве квалификация Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации) утверждена приказом АНО НАРК с присвоением номера № 16.02500.10 и начнёт действовать с 1 сентября 2024 года. Утверждение соответствующих оценочных средств и наделение ЦОК полномочиями по данной квалификации запланировано СПК на 3 сентября 2024 года. Таким образом, возможность проходить НОК по квалификации Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации) появится у специалистов с 4-5 сентября текущего года. Комплекс оценочных средств по этой квалификации включает в себя 250 вопросов-ответов и 8 практических заданий. На теоретическую часть отводится 60 минут, на практические задания – от 30 до 120 минут. Для успешного прохождения профессионального экзамена необходимо правильно ответить на 36 из 50 вопросов и решить хотя бы одну из двух задач правильно.
При предъявлении требований к своим членам, СРО стоит иметь ввиду, что содержание трудовых функций и входящие в них трудовые действия, установленные соответствующими профессиональными стандартами для 7 уровня квалификации, исключают необходимость подтверждения таким специалистом квалификации Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации), так как осуществляемые работником трудовые функции по 6 уровню квалификации являются частью трудовых функций, осуществляемых этим работником по 7 уровню квалификации, при этом пятилетний срок НОК по 7 уровню не истек.
Утвержденные Советом НОСТРОЙ рекомендации также содержат комментарии по применению минимальных требований к имуществу, оборудованию, машинам и механизмам подрядной организации – члену СРО, минимальных требований к контролю качества выполнения работ и т.д.
К чему готовиться членам СРО в 2023? | новые требования от Минстроя России
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовило новый перечень минимальных требований к членам СРО, которые работают с особо опасными, уникальными и технически сложными объектами.
❕ На сегодняшний день, проект постановления Правительства РФ находится только на рассмотрении и публичном обсуждении на портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=20&npa=134734).
Но как показывает практика, подобные правки достаточно быстро проходят этап рассмотрения и вступают в свою законную силу, поэтому знакомим Вас с содержанием проекта заранее, чтобы у вас было время подготовиться к будущим изменениям.
❕ Данные изменения призваны исполнить положения Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ и внести изменения в ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.
КОГО КОСНУТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ?
📌 измененные требования в первую очередь относятся к:
— членам СРО, работающим с особо опасными, технически сложными и уникальными объектами;
— членам СРО, планирующим осуществлять только снос объекта капитального строительства.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
📌 Требования к трудовому стажу специалистов. Планку снизят с 5 до 3 лет;
📌 Требование прохождения НОК (независимая оценка квалификации). Теперь вместо прохождения специалистом повышения квалификации потребуется пройти НОК;
📌 Требования к кадровому составу в зависимости от уровня ответственности члена СРО:
1️⃣ для первого уровня ответственности члена СРО (п. 1 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет;
2️⃣ для второго уровня ответственности члена СРО (п. 2 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 4 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет;
3️⃣ для третьего уровня ответственности члена СРО (п. 3 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 3 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет;
4️⃣ для четвёртого уровня ответственности члена СРО (п. 4 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 6 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет;
5️⃣ для пятого уровня ответственности члена СРО (п. 5 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 4 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 7 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет;
6️⃣ для простого уровня ответственности члена СРО (п. 6 ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ): не менее 2 руководителей, включенных в НРС, а также не менее 2 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерных должностях в области строительства не менее 3 лет, если член СРО планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
Уточнить информацию конкретно по вашей организации можно по номеру 8 (924)-293-09-06 или написав в личный чат сообщества по ссылке 👉 https://vk.com/im?sel=-214749711.
#НРС #Минстрой #строительство #консалтинг #НОК #ЕЦК