В России несколько лет назад был создан институт саморегулирования, способный осуществить контроль бизнеса «изнутри». В последнее время заметны попытки возвращения государственного регулирования вместо системы работы СРО. Перспективы развития СРО обсуждались на пресс-конференции в Торгово-промышленной палате, организованной Советом ТПП. Мероприятие проходило в преддверии II Международной пресс-конференции «Практическое саморегулирование».
В Торгово-промышленной палате состоялась пресс-конференция, организованная Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Модератором выступил сопредседатель Совета Константин Апрелев. Велась прямая трансляция мероприятия в Интернете.
Основным вопросом обсуждения стала Вторая Международная конференция «Практическое саморегулирование», которая состоится 20 ноября с.г. в ТПП РФ.
Константин Апрелев рассказал о целях, задачах и формате конференции, а также провел краткий обзор намеченных в ее рамках мероприятий. В частности, речь шла о конкурсе «Практическое саморегулирование — 2014», который по замыслу организаторов призван поддержать информационную открытость и публичность работы саморегулируемых организаций и их национальных объединений, ускорить процесс принятия кодексов этики и стандартов практики. Награды будут вручаться в нескольких номинациях, связанных с информационным освещением вопросов профессионального регулирования.
Также Константин Апрелев кратко осветил проблемы нынешней системы саморегулирования. Основной, по его мнению, задачей системы СРО является отказ от постоянного ожидания государственных решений и внимания. Необходимо самостоятельно проводить анализ недостатков системы и активнее взаимодействовать с властью, чтобы даже не возникал вопрос о возвращении к лицензированию, по сравнению с которым саморегулирование стало огромным шагом вперед.
Далее выступили руководители тематических секций предстоящей конференции. По их словам, с докладами и комментариями на мероприятии выступят представители Минэкономразвития РФ, Центробанка РФ, Росреестра, Ростехнадзора и других ключевых министерств и ведомств.
Президент СРО оценщиков «Экспертный совет», руководитель рабочей группы при Совете ТПП РФ «Стратегия развития саморегулирования в России» Алексей Каминский представил одноименную секцию и рассказал о центральных вопросах, которые будут освещены на ней. Эксперты обеспокоены угрозой усиления государственного регулирования вплоть до перехода снова к лицензированию.
Исполнительный директор национального совета аудиторов Мария Воронина представила тематику секции «Финансовые и правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций». Она также возглавляет одноименную рабочую группу при Совете.
Заместитель руководителя рабочей группы по разработке предложений в области информационной открытости, председатель комитета НОСТРОЙ по информационной политике Ирина Сапегина проанонсировала секцию «Практика информационной открытости в системе СРО».
Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев, руководящий соответствующей рабочей группой, сообщил об основных моментах работы секции «Корпоративные отношения и процедуры принятия решений органами СРО».
Генеральный директор НП СРО «Деловой союз оценщиков» замруководителя рабочей группы при Совете ТПП РФ «Деятельность национальных объединений СРО» Ирина Шевцова, анонсируя соответствующую секцию, посетовала на отсутствие диалога с государством по теме саморегулирования и выразила надежду, что конференция позволит наладить такой диалог.
В рамках пресс-конференции была озвучена позиция Совета ТПП РФ по проекту доклада Минэкономразвития об оценке результативности системы саморегулирования, внедренной в отраслях и видах экономической деятельности. Участники пресс-конференции выступили с краткими комментариями по докладу Минэкономразвития.
Затем участники ответили на вопросы представителей СМИ.
СРО проектировщиков: эксперт «Серконс» об основных требованиях в 2024 году
Статус члена саморегулируемой организации (СРО) проектировщиков является важным этапом для компаний, деятельность которых связана со строительной отраслью. Переход на систему саморегулирования дает ряд преимуществ — предприниматели смогут брать на себя крупные заказы и участвовать в тендерах. Асель Карасартова, эксперт компании «Серконс», поделилась информацией о том, как именно получить этот допуск, и перечислила основные условия и требования.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: ООО «Серконс»
СРО представляют собой объединения компаний, занимающихся одним и тем же видом деятельности. Так, например, специалисты, которые проектируют здания, могут вступить в СРО в области архитектуры и конструирования. Членство в такой организации дает широкие возможности: участие в крупномасштабных строительных проектах, возможность принимать участие в государственных заказах в качестве генподрядчика. Однако при оформлении такого статуса могут возникнуть сложности.
Для проектировщиков условия по документам СРО регулируются 372-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ. Важно отметить: членство в саморегулируемой организации доступно не каждому. Приоритетным условием для компании (или ИП) является наличие необходимого числа специалистов из реестра НОПРИЗ (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков), которое зависит от объема заказов и степени ответственности. Кроме того, юридическая регистрация и наличие всех необходимых документов, оформленных правильно, являются обязательными требованиями.
Также следует учитывать, что при оформлении СРО необходимо вносить вступительные и периодические взносы, а также дополнительно оплачивать взнос в компенсационный фонд, сумма которого зависит от объема контракта. Важно также иметь заключенный договор на страхование ответственности.
«Оформление документов является важным этапом, поскольку большое количество возвратов связано именно с ошибками в документации. Наибольшей сложностью является процесс оформления специалистов в Национальном реестре НОПРИЗ. Необходимо подобрать сотрудника с подходящим образованием, специализацией и правильно рассчитать его трудовой стаж»,— подчеркнула Асель Карасартова.
Также она обратила внимание на ряд особенностей вступления в СРО проектировщиков. Так, взносы, уплаченные компанией при вступлении в СРО, не могут быть возвращены при выходе из данной организации. Во-вторых, одна компания может быть членом только одного союза, который объединяет проектировщиков. Фактом членства является опубликованная информация о строительной компании в реестре, размещенная на сайте Ростехнадзора и соответствующая национальному объединению.
«Данные реестры доступны для всеобщего ознакомления, а их использование не требует оплаты. Впрочем, если необходима печатная копия документа, можно обратиться непосредственно в реестр для его получения»,— пояснила эксперт.
Реконструкция надстройки
Система саморегулирования в строительстве, появившаяся чуть более 10 лет назад и охватывающая на текущий момент большую часть отрасли, все еще далека от совершенства. По мнению экспертов, даже после проведения законодательных реформ и «очищения» рынка от непрозрачных коммерческих саморегулируемых организаций (СРО), она так и не стала прогрессивной движущей силой и практически ничего изменила в деятельности крупных игроков.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Многие проблемные моменты, которые влияли на эффективность работы системы саморегулирования в строительстве, со временем удалось в той или иной мере сгладить
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Система саморегулирования пришла на смену системе лицензирования в сфере строительства на стыке «нулевых» и «десятых» годов. «Такая система предполагает, что для осуществления деятельности в сфере строительства компания должна быть членом специальной профессиональной саморегулируемой организации (СРО), для чего в свою очередь необходимо соответствовать определенным требованиям, в том числе финансовым»,— объясняет Юрий Нефедов, старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Среди основных предпосылок перехода к институту саморегулирования эксперты выделяют уменьшение расходов бюджета за счет перекладывания части вопросов и задач, которыми раньше занималось государство, на СРО, необходимость повышения качества и безопасности строительства, а также обеспечение имущественных интересов участников строительной отрасли, в первую очередь — заказчиков. «Так, в рамках СРО создаются компенсационные фонды, за счет которых третьим лицам может быть возмещен вред, причиненный в результате выполнения строительных работ. Кроме того, законодательство предусматривает создание компенсационных фондов, обеспечивающих договорную ответственность по соглашениям, заключенным с использованием конкурентных способов заключения (то есть по существу в рамках закупок)»,— продолжает господин Нефедов.
При этом, по мнению руководителя практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрия Некрестьянова, на протяжении продолжительного времени СРО использовались как способ зарабатывания и аккумулирования денег их руководством (речь идет о «коммерческих» СРО). «Все это долгие годы делало систему СРО непрозрачной надстройкой и больше формальностью для выхода на рынок для строителей, а не реальной системой фильтрации нерадивых застройщиков»,— считает эксперт.
Минусы перехода
Другим минусом перехода к системе саморегулирования стало осложнение доступа на строительный рынок для небольших компаний, в частности для субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет достаточно высоких финансовых затрат на вступление в СРО, в том числе, на уплату вступительных и членских взносов, а также взносов в компенсационные фонды. Данное обстоятельство не может не отразиться и на конечной стоимости строительства для потребителей, заключают собеседники BG . При этом в случае выхода из состава СРО, вне зависимости от причины, все вышеуказанные взносы не подлежат возврату. «Кроме того, законодательство в части саморегулирования в области строительства, проектирования и инженерных изысканий постоянно претерпевает изменения, в связи с чем СРО требуются дополнительные ресурсы для оперативного внедрения изменений»,— замечает Александр Буличенко, юрист юридического бюро «Григорьев и Партнеры».
При этом участники рынка отмечают, что многие проблемные моменты, которые влияли на эффективность работы системы саморегулирования в строительстве, со временем удалось в той или иной мере сгладить. «В частности, в результате законодательных реформ 2017–2018 годов были введены дополнительные требования к формированию компенсационных фондов и контролю за ними. К примеру, появились требования о размещении денежных средств, составляющих такие фонды, в кредитных организациях, которые соответствуют установленным правительством критериям. Реформирование также способствовало очищению рынка от так называемых "коммерческих" СРО, деятельность которых сводилась к извлечению прибыли за счет приема в свои ряды членов и нередко сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства»,— объясняет Юрий Нефедов. «Сама идея создания СРО является абсолютно правильной, и многие оставшиеся после реформы в целом свой функционал фильтра "качественных застройщиков" выполняют»,— добавляет господин Некрестьянов.
Необходимость в совершенствовании
Согласно данным на июль 2021 года, в РФ зарегистрировано 224 СРО в области строительства. «Действующая система саморегулирования охватывает большую часть строительного рынка РФ, так как, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, субъекты, которые к СРО не относятся, могут выполнять работы на сумму, не превышающую 3 млн рублей, что, по меркам строительного рынка, смехотворная сумма. Таким образом, строительные организации, выполняющие работы на суммы свыше 3 млн рублей, обязаны быть членами СРО»,— объясняет господин Буличенко.
Вместе с тем, собеседники BG подчеркивают, что система все еще требует серьезных доработок. Например, вызывает споры необходимость формирования фонда обеспечения исполнения обязательств по договорам, заключенным в рамках закупок, при наличии обеспечения по государственному контракту, а также страхования гражданско-правовой ответственности. В результате значительная часть денежных средств «резервируется» на специальных счетах и не работает в интересах экономики. «Среди других дискуссионных моментов можно отметить установление солидарной (а не субсидиарной, как в случае с фондом обеспечения исполнения обязательств по договорам, заключенным в рамках закупок) ответственности СРО по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда в пределах средств соответствующего фонда, а также то обстоятельство, что платежи в компенсационный фонд не возвращаются члену СРО в случае его выхода из состава СРО»,— делится мнением господин Нефедов. Впрочем, следует понимать, что в силу масштаба строительного рынка в России и объективного существования групп с различными интересами по многим вопросам существуют противоположные позиции, поэтому прийти к единому знаменателю не всегда просто.
За более чем 10 лет существования СРО так и не стали какой-либо прогрессивной движущей системой в строительстве, считает Юрий Колотвин, генеральный директор ПСК (входит в ГК «ПСК»). «Например, влияние перехода от лицензирования к саморегулированию и перехода от строительства по старым правилам к эскроу по своим масштабам не идут ни в какое сравнение. Словом, появление СРО для крупных строительных компаний не привело ни к чему, от чего было бы заметно лучше или хуже»,— объясняет господин Колотвин. При этом эксперт соглашается с тем, что СРО позволили избавиться от фирм-однодневок, однако для тех, кто на рынке давно, эти изменения носили больше формальный характер. «Оплачивай членские взносы, принимай ежегодные проверки. Но это и неплохо. Отсутствие негативного результата уже само по себе неплохой вариант развития событий»,— добавляет Юрий Колотвин. По его мнению, про совершенствование системы говорить сложно, скорее можно вспомнить декларации на заре становления СРО, которые не стали широкой практикой, среди которых некое содействие строительным организациям в поиске новых контрактов и проектов.
Дмитрий Некрестьянов полагает, что для более качественной работы системы надо ограничить количество СРО (при этом сформулировав механизмы защиты от злоупотреблений в рамках монополии), пересмотреть условия выплат из СРО за их членов (саморегулирование должно быть эффективным), исключить необходимость участия в СРО по простым работам (это бессмысленная бюрократия), устранить попытки государства направить накопленные средства СРО на иные «общественно полезные цели», а также дать системе саморегулирования заработать самостоятельно, а не говорить каждые полгода, что «ой, не пошло»: рыночные механизмы работают в более продолжительной перспективе.
- "Строитель". Приложение №137 от 05.08.2021, стр. 26
Изменения в СРО: что нового в 2024-2025 годах?
2024-2025 гг. привносят значительные новшества в деятельность СРО, которые напрямую влияют на их членов и процессы вступления.
Цели изменений:
- Повышение безопасности объектов капитального строительства.
- Увеличение прозрачности работы строительных организаций.
- Равные условия для всех участников строительного рынка.
Основные изменения в СРО:
1. Ужесточение требований к членам СРО. Уже вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон № 315-ФЗ. Они включают:
- Увеличение минимальных размеров компенсационных фондов. Например, взносы для строительства объектов более 10 млрд рублей увеличены на 25%.
- Обязательное прохождение членами НОК раз в три года, что ранее требовалось раз в пять лет.
- Новые требования к образованию специалистов, включенных в Национальный реестр.
2. Сокращение сроков внесения взносов. Сроки внесения средств в компенсационные фонды сокращены с 30 до 15 календарных дней после принятия решения о вступлении. Это изменение ускоряет процесс регистрации новых членов.
3. Обновление требований к документации. Теперь для вступления в СРО потребуется предоставление:
- Подробных данных о предыдущем опыте работы компании.
- Подтверждения соответствия стандартам экологической и строительной безопасности.
- Документов о прохождении сертификации на соответствие новым строительным нормам.
4. Увеличение ответственности за нарушение обязательств. Изменения в статье 60.1 ГрК РФ усиливают ответственность членов СРО за несоблюдение договорных обязательств. В случае нанесения вреда заказчику, средства для возмещения ущерба теперь могут списываться с компенсационных фондов и с текущих счетов виновной компании.
5. Упрощение процесса перевода членов между СРО. Члены СРО, утратившие членство в одной ассоциации, смогут подать заявление о переводе средств компенсационного фонда в новую организацию через единый портал государственных услуг.
Рассмотрим ключевые изменения, которые вступают в силу и касаются всех участников рынка строительства, реконструкции и капитального ремонта подробнее.
Повышение размеров госпошлин
С 9 сентября 2024 года значительно увеличились размеры государственных пошлин при подаче заявлений и жалоб в суды. Эти изменения утверждены Федеральным законом № 259-ФЗ от 8 июля 2024 года, в рамках которого вносятся корректировки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Нововведения распространяются на дела, основанные на заявлениях и жалоб, поступивших после вступления закона в силу. Существенные изменения коснулись размеров пошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями.
Приводим сравнительную таблицу изменений:
Для дел, рассматриваемых арбитражными судами, также увеличены пошлины.
Для корректного расчёта госпошлин можно использовать калькуляторы на официальных сайтах судов. Эти онлайн-инструменты быстро определят сумму взноса, учитывая характер дела и заявленную стоимость иска.
Новые минимальные требования к членам СРО: что изменится с 1 сентября 2024 года?
С 1 сентября 2024 года начали действовать новые минимальные требования к членам СРО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 года № 338 (ПП-338). Эти изменения затронули компании, выполняющие инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов атомной энергетики.
20 августа 2024 года Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) утвердил методические рекомендации, которые помогают саморегулируемым организациям единообразно реализовывать положения ПП-338. Документ касается объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и нацелен на:
- повышение профстандартов;
- надежность и безопасность работ;
- усиление контроля за соблюдением норм на объектах высокой сложности.
С введением новых правил у организаций появятся дополнительные требования к сотрудникам, оснащению и контролю качества выполнения работ. Постановление № 338 заменяет устаревшие стандарты, обеспечивая более высокую планку для членов СРО, работающих на сложных и опасных объектах.
Одним из ключевых новшеств в ПП-338 — требование к прохождению независимой оценки квалификации (НОК), которое распространяется на специалистов технических служб. Однако, есть исключение:
- Если специалист прошел повышение квалификации до 1 марта 2024 года, он освобождается от НОК на 5 лет со дня прохождения курса.
- После истечения срока сотрудники обязаны пройти профессиональный экзамен.
С 1 сентября 2022 года главные инженеры обязаны проходить НОК по стандарту «Специалист по организации строительства». ПП-338 дополнил этот перечень требованиями для специалистов технических служб.
С 1 сентября 2024 года введена новая квалификация: «Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (6 уровень). Экзамен включает:
- Теоретическая часть экзамена включает 50 вопросов, из которых нужно правильно ответить на 36.
- Практическая часть состоит из 8 заданий, два из которых необходимо решить.
Содержание функций для специалистов 7 уровня квалификации охватывает трудовые действия 6 уровня. Такие работники освобождаются от подтверждения квалификации «Специалист по строительству особо опасных объектов» (6 уровень).
Требования к подрядным организациям. Документ содержит минимальные стандарты к техническому оснащению и материальной базе компаний:
- наличие нужного оборудования;
- современные механизмы контроля качества;
- соблюдение норм при выполнении работ.
Эти изменения затронут как вновь вступающие компании, так и действующих членов СРО. Постановление Правительства РФ № 338 обеспечивает более строгий контроль за квалификацией специалистов и ресурсами подрядных организаций, что минимизирует риски в строительной сфере.
Взносы в компенсационные фонды: что изменилось?
Согласно новым поправкам, минимальные взносы в компенсационные фонды увеличились. Приводим актуальные данные:
- Компенсационный фонд возмещения вреда:
- До 90 млн руб. – 150 000 руб.
- До 500 млн руб. – 600 000 руб.
- Более 10 млрд руб. – 7 500 000 руб.
- Фонд обеспечения договорных обязательств:
- До 90 млн руб. – 300 000 руб.
- До 500 млн руб. – 3 000 000 руб.
- Более 10 млрд руб. – 30 000 000 руб.
Обратите внимание: увеличение взносов направлено на усиление финансовой устойчивости СРО и минимизацию рисков.
Как вступить в СРО в 2025 году?
Процедура осталась прежней, однако с учётом новых изменений нужно:
- Подготовить документации. Компании нужно подтвердить соответствие новым требованиям, включая НОК и сертификатов.
- Внести средства. Взнос в компенсационные фонды нужно провести за 15 дней на спецсчета, утвержденные Правительством РФ.
- Пройти проверки на соответствие. Комиссия СРО проверяет данные о компании в течение 10 рабочих дней. При необходимости запрашиваются дополнительные документы.
Внесенные изменения направлены на повышение прозрачности, ответственности и профессионализма участников строительного рынка. Компании, стремящиеся к устойчивому развитию и высокому качеству работ, смогут воспользоваться новыми правилами для улучшения своей конкурентоспособности.
Если у вас остались вопросы или требуется помощь в подготовке документов, обращайтесь к нашим специалистам!
Саморегулированию снова прочат реформу
За почти полтора десятка лет существования института саморегулирования в строительстве он несколько раз был испытан на прочность. Несколько лет назад после череды крупных скандалов с «коммерческими СРО» даже поднимался вопрос о возвращении государственного лицензирования строительной деятельности. Однако пока, несмотря на продолжающуюся критику, саморегулирование отрасли продолжает существование, хотя многие эксперты и говорят о необходимости реформирования СРО.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Некоторые эксперты не могут с уверенностью сказать, что действующая система саморегулирования в строительстве полностью прозрачна и отвечает ключевой миссии, для которой создавалась
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
По состоянию на 20.05.2022 на территории РФ действуют 223 саморегулируемые организации в сфере строительства, подсчитали специалисты компании «Лемниската». Суммарный размер компенсационных фондов, по данным с сайтов СРО, составляет 124,9 млрд рублей. Как правило, судебные дела по договорам подряда могут тянуться годами. Так, например, по искам ФКР Москвы за три года (2019–2021 годы) судами было присуждено выплат на 18 136 023 рубля 25 копеек. «Однако это довольно небольшая сумма выплат из компенсационных фондов СРО за три года. С 1 мая 2022 года был увеличен порог выполнения работ, теперь выполнять работы без участия в СРО можно, если их цена по каждому договору строительного подряда не более 10 млн рублей. Потребность в реформировании СРО назрела давно, и чем быстрее отрасль этот путь пройдет, тем быстрее повысится качество строительства и уровень профессиональных кадров»,— говорит Виктор Счастливенко, директор компании «Лемниската».
Евгений Третьяков, эксперт ООО «ГеоТехнология», делится печальным опытом работы в СРО: «Практика нахождения в двух СРО на протяжении четырех лет показывает, что это просто отъем денежных средств у поставщика услуг, причем часто с навязыванием дополнительных услуг по ежегодной проверке и "добровольным" фондированием. Доходит порой до откровенно мошеннических счетов на "добровольную" оплату фондов, которая приходит бухгалтеру вместе с основным. При этом каких-либо выгод членство в СРО фактически не дает. Механизм работает как денежный барьер: у кого недостаточно денег на содержание СРО, работает на тех, у кого их достаточно, причем у посредника может не быть вообще никаких компетенций, хотя по факту работают те, у кого СРО нет. Особенно это наглядно видно при выполнении госконтрактов».
Господин Счастливенко указывает, что на сегодняшний день с членством в СРО есть ряд сложностей. «Существующие условия вступления в СРО на контракты до 60 млн рублей — наличие двух специалистов в штате компании, взносы и прочие затраты в общем размере 150 тыс. рублей. В результате мы получаем подрядчика, который вложил в открытие или покупку строительной компании до 500 тыс. рублей и получил доступ к тендерам до 60 млн. В этом ценовом сегменте находится масса контрактов, в том числе бюджетные учреждения, школы, детские сады. Фактически у компании в штате не всегда есть эти специалисты, в большинстве это "мертвые души". В собственности компании нет имущества, все в аренде. Как итог — победа в тендере за минимальную стоимость. И если подрядчик недобросовестный, в дальнейшем возможны срывы сроков и подрыв экономики всего проекта»,— сокрушается господин Счастливенко. При невозможности подрядчика дальше производить работу он в большинстве случаев компанию бросает или банкротит. В данной ситуации заказчику работ добиться от СРО возмещения ущерба практически не представляется возможным.
Игорь Темнышев, региональный директор департамента управления строительными проектами Nikoliers, добавляет: «Прямой корреляции между количеством профессиональных кадров в штате контрагента, размером контракта и размером страхового взноса нет. А деятельность технического заказчика вообще не является видом работ, поэтому порождается ситуация, в которой технический заказчик должен обладать СРО и на изыскания, и на проектирование, и на строительство, что, наверное, не очень логично. В этом плане нельзя сказать, что действующая система полностью прозрачна и отвечает ключевой миссии, для которой создавалась».
Есть и плюсы
Владислав Преображенский, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы, тем не менее, не считает, что саморегулирование в проектировании и строительстве является пустой формальностью. «В противном случае правовой институт СРО, впервые введенный в градостроительной сфере 14 лет назад (22.07.2008, если быть точнее), не просуществовал бы столько времени и ему не была бы посвящена целая отдельная глава 6.1 Градостроительного кодекса РФ, а также значительный массив подзаконных актов (постановлений правительства, приказов Минстроя и Ростехнадзора)»,— перечисляет он. Переход от прямого государственного регулирования к самоорганизации в рамках профессиональных отраслевых сообществ изначально призван способствовать дальнейшему снижению административных барьеров, повышению социальной ответственности бизнеса и позитивной трансформации делового климата, что является отличительным признаком страны с цивилизованной развитой экономикой, полагает господин Преображенский.
«Будучи частью градостроительной отрасли, институт СРО продолжает динамично развиваться и, естественно, нуждается в постоянном законодательном совершенствовании, а на определенных этапах своего развития — и реформировании. Клуб инвесторов Москвы поддерживает более широкое вовлечение квалифицированных экспертов СРО в различные процессы градостроительной деятельности. В частности, благодаря законодательной инициативе КИМ, в постановление правительства РФ от 23.03.2022 № 442 "Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства" включено положение об обязательном привлечении квалифицированных экспертов — членов СРО к осмотру и приемке объектов по ДДУ, что позволит рынку жилья окончательно избавиться от недобросовестных застройщиков и так называемых "профессиональных взыскателей" — юридических и псевдоэкспертных компаний, выкупающих у дольщиков права требования к застройщику по уплате неустойки и штрафов по ДДУ для собственного неосновательного обогащения путем привлечения к ответственности за мнимые нарушения»,— перечисляет инициативы Клуба инвесторов Москвы господин Преображенский.
Евгений Пьянзин, заместитель директора по направлению «Инжиниринг» группы компаний SRG, также уверен, что реформирование системы допуска в саморегулируемые организации в области строительства уже давно необходимо, чтобы отфильтровать компании с сомнительной репутацией и компетенциями. «В настоящее время фактически любая компания, оплатившая компенсационные взносы, имеющая в штате нескольких специалистов и "нарисованный" опыт, может принять участие в реализации крупных государственных проектов. На мой взгляд, эффективными будут меры по восстановлению системы допуска в СРО по всем видам работам, усилению контроля за соблюдением требований для допуска (опыт компании, компетенция специалистов, тщательная квалификационная проверка сотрудников). Также необходимо сделать обязательным членство субподрядных организаций, чтобы обязать их наряду с генподрядчиком соблюдать определенные требования по опыту квалификации сотрудников»,— отмечает господин Пьянзин.
Инициативы
Антон Мороз, вице-президент НОСТРОЙ, говорит: «В настоящее время прорабатывается Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, а также реализуется несколько "дорожных карт", в рамках которых так или иначе затрагиваются все основные аспекты института саморегулирования в строительстве, а также предлагается расширение полномочий саморегулируемых организаций в этой сфере. НОСТРОЙ активно участвует как при разработке таких предложений, так и при формировании актов, которыми это будет реализовано».
Среди самых концептуально важных предложений НОСТРОЙ он отмечает следующие: изменение законодательства о саморегулировании в части использования банковских процентов, полученных от размещения КФ СРО, введение дополнительного (промежуточного) уровня ответственности членов СРО, расширение возможности общественного контроля, который проводится саморегулируемыми организациями, а также устранение некоторых коллизий и пробелов градостроительного законодательства в этой части. «Вместе с тем, поскольку в отрасли строительства большая часть договоров заключается в рамках госзаказа, в этом направлении также прорабатываются изменения, особенно по процедуре проведения закупок и синхронизации Градостроительного кодекса РФ и законодательства о контрактной системе. Это позволит усилить роль саморегулирования в строительстве, снизить административные барьеры и финансовую нагрузку на подрядные организации, а также избежать в будущем большого количества судебных споров. Таким образом, учитывая, что в настоящее время проводятся мероприятия по расширению функций национальных объединений и СРО, представляется очевидным, что такой институт важен для участников строительной отрасли»,— рассказывает эксперт.
Генеральный директор компании «Гестион» Артем Лызин говорит: «На мой взгляд, саморегулирование в строительстве требует не реформирования, а развития. Сложно спорить, что далеко не все СРО являются добросовестными: не проверяют своих членов при вступлении на соответствие установленным этими же СРО стандартам, а тем более не контролируют, выполняются ли эти стандарты в дальнейшем в ходе деятельности. В таких СРО действительно все сводится к формальной уплате денег, ни о каком "регулировании" речи не идет. Но если смотреть на каком-то длительном отрезке, то положительная динамика все же видна. Ранее кандидат мог вступить в СРО, даже не внеся установленных обязательных платежей в компенсационный фонд. Учитывая, что в СРО "номинальных" членов могло быть подавляющее большинство, это делало такое объединение совершенно бесполезным, так как оно лишалось даже минимального смысла — возможности нести материальную ответственность за деятельность своих членов. Неоспоримо, что система требует изменений и развития, но точно не очередной кардинальной смены курса».
То, что СРО все же имеет определенную эффективность, отмечают и страховщики. Татьяна Никифорович, вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс-страхование», поясняет: «С точки зрения страховой компании появление СРО повлияло на рынок строительных работ. Факт того, что потенциальный клиент прошел необходимые проверки и состоит в СРО, положительно влияет на оценку риска при приеме на страхование. Также СРО (всех трех типов — строительных, проектных и изыскательных работ) способствуют тому, чтобы во время работ подрядчики были защищены как минимум полисом страхования гражданской ответственности. Причем СРО вникают в особенности работы подрядчика. Они учитывают объемы работ, степень допуска в зависимости от опасности объекта, и не просто требуют наличие полиса, но и указывают его основные параметры (например, корректный размер страховой суммы)».
- "Business Guide Строитель". Приложение №3/СПб от 04.08.2022, стр. 10