Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ЛИЦЕНЗИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТ / ЦЕННАЯ БУМАГА / BUSINESS / STATE / DELEGATION OF POWERS / LICENSE / NONCOMMERCIAL ORGANIZATION / SELFREGULATION / STANDARD / SECURITY

Содержание
  1. Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кепов В. А., Ткачев П. А.
  2. Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кепов В. А., Ткачев П. А.
  3. REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCES OF DEVELOPMENT OF SROS
  4. Текст научной работы на тему «Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций»
  5. Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сейдаметов Эрнест Алимович
  6. Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сейдаметов Эрнест Алимович
  7. Текст научной работы на тему «Возможности использования международного опыта саморегулирования на российском рынке»
  8. Последние новости:
  9. "Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем
  10. НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ
  11. Обмен опытом и реализация совместных проектов
  12. Представители российской стороны
  13. Ключевые направления сотрудничества
  14. Взаимодействие в рамках Меморандума о сотрудничестве
  15. Презентация Национального реестра НОСТРОЙ
  16. Осмотр выставки IPM
  17. Роль СРО и НОСТРОЙ в международном сотрудничестве
  18. Последние новости:
  19. "Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем
  20. Модульное строительство: как префаб-технологии меняют рынок ИЖС и сокращают затраты, обсудили на сессии НОСТРОЙ
  21. Креативная экономика в строительстве: как привлечь молодежь и создать востребованные города будущего, обсудили на сессии НОСТРОЙ
  22. СРО в России:
  23. Информация о СРО:
  24. Специфика СРО:
  25. Контакты Отдела вступления в СРО:
  26. Телефоны:
  27. E-mail:
  28. Skype:
  29. Статьи
  30. СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
  31. СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
  32. Мероприятия
  33. НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая
  34. НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года
  35. Видео
  36. 2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
  37. Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
  38. Интервью
  39. Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
  40. Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
  41. Вопрос-ответ
  42. Последние новости:
  43. "Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем
  44. НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кепов В. А., Ткачев П. А.

Исследуется зарубежный опыт становления саморегулирования . На основании проведенного анализа делается вывод о том, что саморегулирование как организационноправовая форма возникло из потребности производителей продукции (исполнителей работ) самостоятельного регулирования взаимоотношений с потребителями.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кепов В. А., Ткачев П. А.

Саморегулируемые организации как участники гражданских правоотношений в праве зарубежных стран
Тенденции развития финансово-правовых основ саморегулирования на рынке инвестиционных ценных бумаг
Направления повышения эффективности саморегулирования на рынке ценных бумаг
Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России

Регулятор финансовой деятельности сша (FINRA): история создания, статус и роль в разрешении финансовых споров

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCES OF DEVELOPMENT OF SROS

This article explores the foreign experience of self-regulation. On the basis of this analysis concludes that self-regulation as legal form, arose from the needs of product manufacturers (performers) independent regulatory relationship with consumers.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций»

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

П.А. Ткачев, кандидат юридических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Исследуется зарубежный опыт становления саморегулирования. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что саморегулирование как организационно-правовая форма возникло из потребности производителей продукции (исполнителей работ) самостоятельного регулирования взаимоотношений с потребителями.

Ключевые слова: бизнес, государство, делегирование полномочий, лицензия, некоммерческая организация, саморегулирование, стандарт, ценная бумага

REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCES OF DEVELOPMENT OF SROS V.A. Kepov; P.A. Tkachev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

This article explores the foreign experience of self-regulation. On the basis of this analysis concludes that self-regulation as legal form, arose from the needs of product manufacturers (performers) independent regulatory relationship with consumers.

Key words: business, state, delegation of powers, license, noncommercial organization, self-regulation, standard, security

Мировой опыт становления саморегулирования показывает, что оно возникло из потребности производителей продукции (исполнителей работ) самостоятельно регулировать взаимоотношения с потребителями. Идея саморегулирования возникла не по инициативе государства и не осуществлялась в административном порядке помимо воли того или иного профессионального сообщества. Саморегулирование в этих странах обусловлено, прежде всего, потребностью в этом самих предпринимателей и, что более важно, означало осознаваемую ими готовность по своим деловым качествам, в условиях доверия населения к бизнесу, без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно.

Саморегулируемые организации в странах с развитой рыночной экономикой функционируют достаточно продолжительное время и охватывают практически все области предпринимательской деятельности, поэтому изучение их опыта представляется целесообразным с целью лучшего понимания и совершенствования отечественного права, а также выявления в праве иностранных государств специфических приемов, наиболее эффективных для регулирования гражданско-правовых отношений в современных условиях [1]. По мнению К. Цвайгерта и Х. Кетца, «правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследования любой национальной системы» [2].

По мнению Э.В. Талапиной, в определенной мере повышению роли саморегулируемых организаций способствовала политика приватизации государства, или приватизации функций публичного управления, под которой понимается адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору. При этом сфера их деятельности не ограничивается экономикой, а способ возникновения — политикой [3].

Необходимо отметить, что и за рубежом, и в России, прообразами саморегулируемых организаций являются гильдии купцов и цеха ремесленников. Данные профессиональные общественные объединения формировали определенные требования к профессиональной деятельности и контролировали их соблюдение, а также осуществляли защиту прав своих членов. При этом деятельность подобных организаций контролировалась государственными органами. Так, устав рижского цеха ремесленников-ювелиров утверждал городской магистрат. Для того, чтобы вступить в цех, кандидат и его родители должны были иметь хорошую репутацию, а будущий мастер еще и обладать финансовыми возможностями для развития собственного бизнеса и подпитки своей профессиональной организации [4].

Саморегулируемые организации впервые возникли в сфере рынка ценных бумаг в США и Англии. Современным прототипом саморегулируемой организации считается Нью-Йоркская фондовая биржа, начало которой было положено 17 мая 1792 г. подписанием 24 брокерами соглашения (Buttonwood Agreement) об установлении фиксированного размера комиссионных и предоставлении друг другу льгот во время переговоров, связанных с продажей ценных бумаг. Нью-Йоркская фондовая биржа с самого начала своей деятельности не только устанавливала систему норм и правил торговли ценными бумагами, но и следила за их исполнением [5].

В США саморегулируемые организации стали развиваться с принятием Закона о ценных бумагах и биржах 1934 г. Позднее эти нормы были включены в параграф 78c Титула 15 Свода законов США [6].

В настоящее время на американском рынке ценных бумаг действуют саморегулируемые организации двух типов: с обязательным и добровольным членством. Единственной саморегулируемой организацией с обязательным членством в ней всех фирм и брокеров, которые продают ценные бумаги в США, является Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulatory Authority — FINRA), созданное в июле 2007 г. посредством объединения Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASD) и регулирующего подразделения Нью-Йоркской фондовой биржи.

FINRA является независимой некоммерческой организацией, с общественной миссией: защищать инвесторов США, создавая надежную индустрию ценных бумаг, которая работает справедливо и честно. Управление квалифицирует и лицензирует брокеров; разрабатывает и проводит в жизнь правила и инструкции для каждой отдельной брокерской фирмы и брокера в США; ведет текущие проверки и расследования, основанные на жалобах инвесторов и подозрительной деятельности; консультирует других регуляторов; выполняет по контракту рыночное регулирование для ряда бирж. FINRA может возбуждать дисциплинарное производство против фирм и индивидуальных брокеров; штрафовать их, требуя возмещения убытков инвесторам, которым причинили вред; временно приостанавливать их деятельность и даже исключать из бизнеса. Чтобы разрешать разногласия, относящиеся к ценным бумагам, FINRA ведет крупнейший форум: оно имеет 73 площадки для слушания дел по всей стране, включая по меньшей мере одну в каждом штате, а также в Лондоне и Пуэрто-Рико.

Если саморегулируемая организация нарушает или не выполняет установленные правила и инструкции и свои собственные правила, то соответствующее регулирующее агентство приостанавливает деятельность на период, не превышающий 12 месяцев, или отменяет регистрацию или налагает ограничения на деятельность саморегулируемой организации.

В юридической литературе отмечается, что наличие одной саморегулируемой организации с обязательным членством в ней всех участников рынка, совмещенное с возможностью этой организации осуществлять предпринимательскую деятельность на том же рынке, может привести к постепенному смещению вектора деятельности саморегулируемой организации от саморегулирования к реализации собственных коммерческих интересов [7]. На существующее противоречие между ролью саморегулируемой организации как бизнеса, с одной стороны, и как регулятора, с другой,

также обращает внимание председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Кристофер Кокс, который считает, что «акционер, для прибыли владеющий саморегулируемой организацией, всегда будет пытаться консолидировать деловую сторону своих операций в расходах регулирования».

Права и обязанности саморегулируемых организаций с добровольным членством (например, биржи, являющиеся инфраструктурными организациями) возникают на основании договора между участниками рынка ценных бумаг. Такие организации не обязаны вступать в какие-либо другие официальные саморегулируемые организации. Их деятельность координируется различными профессиональными объединениями и ассоциациями. Например, Ассоциация по управлению альтернативными инвестициями (the Alternative Investment Management Association — AIMA), основанная в 1990 г., является исключительно профессиональной некоммерческой торговой ассоциацией, представляющей индустрию хейдж-фондов, и имеет более 1200 корпоративных членов по всему миру.

Введение саморегулирования хейдж-фондов осуществлялось в США не только в добровольном порядке в связи с интересами организаций, но и под давлением государства. Так, саморегулирующие комитеты инвесторов и управляющих активами, все члены которых являются частными членами индустрии хейдж-фондов, были учреждены правительственной регулирующей организацией — Рабочей группой Президента США по финансовым рынкам, образованной в 1988 г., после потерпевших неудачу попыток в регулировании с помощью конгресса и SEC.

Таким образом, правительственные регуляторы прямо отвечают за принуждение к саморегулированию. Это ставит под сомнение утверждение И.А. Заворотченко, что появление саморегулируемых организаций за рубежом «не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью» [5].

В сфере здравоохранения США также используется институт саморегулирования. Полномочия по регулированию медицинской профессии делегируются профессиональной организации статусом штата. Каждый штат регулирует 30-50 профессий в сфере здравоохранения, главным образом посредством лицензирования или законов о практике. При этом законы о лицензировании используются врачами для защиты своего экономического статуса.

Рекламная индустрия также имеет собственную саморегулируемую организацию -Национальный дивизион по рекламированию (NAD) Совета бюро лучшего бизнеса. Совет бюро лучшего бизнеса является организацией местных бизнес-организаций, которые повышают этическую составляющую бизнеса посредством добровольного саморегулирования (система Better Business Bureau — BBB) и образования потребителей и предпринимателей [8]. С помощью местных BBB потребители часто могут добиться удовлетворения своих жалоб против членов BBB. Национальный дивизион по рекламированию контролирует рекламу во всех СМИ, включая Интернет; принимает решения по жалобам конкурентов и потребителей о ложных или вводящих в заблуждение утверждениях в рекламе; выносит решения, которые он публикует и распространяет. Когда рекламодатель продолжает делать утверждения, которые признаны NAD ложными, или отказывается дать ему информацию, дивизион отправляет дело в Федеральную торговую комиссию, которая решает спор, используя свои полномочия. Большинство рекламодателей соглашается модифицировать или удалить спорные утверждения. Система саморегулирования рекламы является столь эффективной, что в США отсутствует законодательство о рекламе.

В отличие от США, Великобритания, занимающая лидирующие позиции в мире в области качества регулирующей системы, совсем отказалась от модели регулирования рынка ценных бумаг, основанной на активном участии саморегулируемых структур.

Участие саморегулируемых организаций в управлении рынком ценных бумаг Великобритании было связано с Законом о финансовых услугах 1986 г. В результате реализации Советом по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board —

SIB) полученной возможности передавать делегированные ему полномочия по выдаче лицензий на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг саморегулируемым организациям пять профессиональных организаций были признаны саморегулируемыми и получили соответствующий официальный статус. Лицензию на право осуществлять инвестиционную деятельность компания могла получить как в саморегулируемой организации, так и непосредственно в SIB, то есть членство в саморегулируемой организации в Великобритании формально не являлось обязательным. При этом обращение напрямую в SIB в целях получения лицензии было скорее исключением, чем правилом. Кроме того, одна и та же компания могла одновременно являться членом двух и более саморегулируемых организаций [7].

Неспособность саморегулируемых организаций предотвратить массовые нарушения прав инвесторов, противоречие между системой узковедомственных саморегулируемых организаций и тенденцией к универсализации деятельности участников рынка ценных бумаг, а также потребность в комплексном регулировании возникающих между ними отношений потребовали радикальных изменений в системе регулирования. 20 мая 1997 г. было объявлено о реформе регулирования финансовых услуг в Соединенном Королевстве и о создании нового регулятора, а в октябре того же года SIB формально переименовался в Управление финансовыми услугами (the Financial Services Authority — FSA). FSA является независимой неправительственной организацией, учрежденной в форме частной компании с ответственностью, ограниченной гарантией (company limited by guarantee). FSA подотчетна Министерству финансов и парламенту.

Целями FSA являются: поддерживать доверие в финансовой системе, содействовать публичному пониманию финансовой системы, обеспечивать подходящую степень защиты для потребителей, снижать количество финансовых преступлений. FSA отвечает за банковский надзор, а также администрирует листинг. Закон о финансовых услугах и рынках 2000 г. передал ей функции Комиссии по обществам взаимопомощи и некоторых других организаций, а с 2001 г. — функции саморегулируемых организаций в сфере рынка ценных бумаг, которые были лишены официального статуса и продолжили деятельность в качестве профессиональных ассоциаций и объединений [7].

В Великобритании все, кто консультируют по юридическим вопросам, удостоверяют сделки, связанные с передачей прав собственности, представляют стороны в суде, должны, согласно Закону «О солиситорах» (The Solicitors Act), являться членами Правового общества (Law Society), учрежденного Королевским указом и полностью управляемого юристами.

В Австралии растущее общественное недоверие к представителям юридической профессии и более существенное внимание к правам потребителей привели к значительным изменениям и увеличению правительственного участия в регулировании вопросов в области юриспруденции. В штате Квинсленд рассмотрение жалоб полностью изъято из Правового общества. Единственным органом, занимающимся жалобами, стал Комиссар по юридическим услугам, который был независим от Правового общества. В 2007 г. был принят Закон штата о юридической профессии, который усовершенствовал эти реформы. В штате Новый Южный Уэльс в 2004 г., подобно Квинсленду, частное саморегулирование было заменено сорегулирующей системой, включающей правительство, представителей юридической профессии и суды.

В штате Виктория регулирование в области юриспруденции осуществляет Совет по юридическим услугам — независимая организация, учрежденная по Закону о юридических услугах 2004 г. Жалобы против юридических практиков расследуются Комиссаром по юридическим услугам Совета по юридическим услугам. Совет утверждает стандарты и правила практики, разработанные Правовым институтом Виктории (the Law Institute of Victoria), — профессиональной ассоциацией адвокатов штата Виктория, некоторые члены которой являются не только юристами, имеющими сертификаты юридической практики, но и зарегистрированными миграционными агентами. Деятельность таких лиц регулируется как Советом по юридическим услугам, так и Управлением по регистрации миграционных

агентов (the Migration Agents Registration Authority — MARA) [9].

В Японии квалифицированные специалисты, которые намерены заниматься практической деятельностью, имея звание сертифицированного общественного бухгалтера (СОБ), должны зарегистрироваться в Японском институте сертифицированных общественных бухгалтеров (ЯИСОБ) и стать его членами, так как он является единственной организацией сертифицированных общественных бухгалтеров. Членами ЯИСОБ, помимо собственно СОБ, являются иностранные СОБ, получившие квалификацию на основе специального экзамена, аудиторские корпорации (фирмы) и младшие СОБ в качестве ассоциированных членов.

ЯИСОБ контролирует качество аудита, проводимого его членами, включая фирмы; осуществляет беспрерывное профессиональное обучение, включая практические курсы повышения квалификации для младших СОБ в объеме не менее 40 часов в год. Финансирование ЯИСОБ осуществляется за счет вступительных членских взносов, ежегодных взносов и взносов, отчисляемых по определенным процентам членами института при проведении обычного и специализированного аудита (как правило, в размере 1 % аудиторского вознаграждения) [10].

В Канаде общественные профессиональные, аудиторские объединения, осуществляющие регулирование аудиторской деятельности, являются саморегулируемыми организациями, которые создаются как некоммерческие корпорации в соответствии с Законом о корпорациях (Canada Corporation Act). Эти организации устанавливают обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) деятельности, разработанные Канадским институтом дипломированных бухгалтеров [7].

В Германии в целях защиты законных интересов пользователей и общественности, особенно, что касается расовой дискриминации и притеснения в мультимедийном секторе, создана Ассоциация добровольного саморегулирования провайдеров мультимедийных услуг (FSM). Решения FSM, принятые по результатам рассмотрения жалоб на членов FSM, нарушивших кодекс поведения, являются юридически обязывающими.

Со ссылкой на мнение некоторых европейских ученых А.А. Герасимов отмечает, что в области корпоративных отношений саморегулирование не всегда является эффективным. В настоящее время европейское законодательство ищет пути более эффективного сочетания публичного и частного регулирования, вырабатывая регулирующую стратегию -сорегулирование, при этом цели, определенные законодательными властями, будут достигаться частными компаниями [9].

Другой позиции придерживается Б. Ласкин, который обращает внимание на тот факт, что в последнее время в индустриальной сфере динамично развиваются промышленные консорциумы. Это вызвано необходимостью интеграции требований, предъявляемых к продукции и процессам в различных странах, и их гармонизации в системе международной стандартизации. При этом одним из определяющих факторов является быстрота разработки и согласования стандартов, которая компенсирует неэффективность государства в регулировании рыночной деятельности. Бизнес развивается стремительными темпами, а действующее законодательство не успевает за развитием отношений в той или иной отрасли. К тому же профессионалы рынка могут предложить более гибкие механизмы регулирования, поскольку они лучше знакомы с конкретными условиями ведения бизнеса [11].

Указанное наглядно свидетельствует, что на Западе традиции самоорганизации в любых формах существуют уже давно, а в нашей стране таких традиций практически нет.

В развитых зарубежных правовых системах презумпцией является негосударственное регулирование, государству передается только та часть регулирования, которую профессиональное сообщество не может осуществлять самостоятельно. В западных странах, как показывает опыт, сначала появлялся бизнес, а потом появлялось его регулирование.

На Западе в условиях сложившихся определенных традиций гражданского общества невозможно нарушить такие традиционные права, как право на принятие решения, на свободу волеизъявления или на свободу договора.

В России сначала было чиновничество, подавляющее государственное регулирование, а только потом уже начался постепенный отход государства от регулирования предпринимательских сфер. Фактически получалось, что предпринимательство рождалось если не по воле чиновничества, то, по крайней мере, с его разрешения. В некоторых случаях даже, может быть, с какого-то «благословения» [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что:

— деятельность зарубежных саморегулируемых организаций регулируется отраслевыми законами и общего закона их функционирования не существует;

— саморегулируемые организации являются коммерческими и некоммерческими организациями, отвечают установленным законом требованиям, зарегистрированные в данном статусе и не являются отдельной организационно-правовой формой;

— структуры, аналогичные саморегулируемым организациям, которые официально не зарегистрированы, функционируют в форме добровольных профессиональных ассоциаций и объединений;

— саморегулируемые организации нередко формируются как ответная реакция на политику правительственных регуляторов;

— области деятельности, которые регулирует саморегулируемая организация, определены правительственными приоритетами;

— саморегулирование не подменяет собой правого воздействия, а является его важным дополнением и ограничено законом о конкуренции;

— саморегулирующие инициативы профессионального сообщества являются средством конкурентного способа достижения поставленной цели;

— саморегулируемая система, являясь добровольной и не носящей принудительного характера, не всегда может быть эффективной.

1. Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 2008. С. 13.

2. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. С. 11.

3. Талапина Э.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. № 11.

4. Эффективное антикризисное управление. 2004. С. 44-45.

5. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. № 8.

6. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: Зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 1996. С. 42.

7. Кузнецов О.В., Стрельников С.С., Зульфугарзаде Т.Э. и [др.] Саморегулируемые организации: науч.-практ. пособ. / под ред. О.В. Кузнецова. М.: Финакадемия, 2009. С. 102105.

8. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дис. . д-ра экон. наук. М., 2005. С. 27, 233-236.

9. Герасимов А.А. Зарубежный опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций // Адвокат. 2010. № 6.

10. Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: в 2 т. Т. 2. М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС ДИС, 1999. С. 220-227.

11. Ласкин Б. Саморегулирование. Зарубежный опыт. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:кйр://,^^^ау1;о8егу1се.т1:о / соп1еп1.авррп=625 (дата обращения 27.01.2001).

12. Правовые основы саморегулирования в России: интернет-интервью с

Председателем Комитета по собственности Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Плескачевским В.С. Центр информационных технологий компании «Гарант», (дата обращения 17.09.2004).

Возможности использования международного опыта саморегулирования на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сейдаметов Эрнест Алимович

В статье рассмотрены самые популярные механизмы саморегулирования на рынке ценных бумаг, потребность использования которых в государственном регулировании и саморегулировании достаточно высока.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сейдаметов Эрнест Алимович

Международный опыт саморегулирования на отраслевых рынках
Ключевые направления саморегулирования: мировой опыт и его использование в российской практике
Развитие систем саморегулирования в России в контексте оптимизации государственного регулирования
Становление института саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности РФ
Международный опыт саморегулирования: Австралия
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Возможности использования международного опыта саморегулирования на российском рынке»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

В статье рассмотрены самые популярные механизмы саморегулирования на рынке ценных бумаг, потребность использования которых в государственном регулировании и саморегулировании достаточно высока.

Ключевые слова и словосочетания: саморегулирование, механизмы саморегулирования, саморегулируемые организации, рынок ценных бумаг.

В процессе совершенствования и развития механизмов саморегулирования в России целесообразно изучение зарубежного опыта, прежде всего опыта стран с развитой экономикой, и анализ возможностей его адаптации к российским условиям. Сравнение практики применения механизмов саморегулирования в зарубежных странах проводится по нескольким ключевым критериям:

1. Причины, по которым государства прибегли к использованию тех или иных механизмов саморегулирования рынка ценных бумаг (РЦБ):

— неэффективность или отсутствие государственного регулирования;

— наличие групп специальных интересов (субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности);

— снижение административных барьеров;

— влияние международных организаций.

2. Отрасли экономической деятельности, в которых организовываются и функционируют саморегулируемые организации: тип товара или услуги, производимых отраслью, в значительной степени предопределяет вид регулирования отрасли.

3. Практика эффективного функционирования саморегулируемых организаций (СРО) и отрицательных эффектов от их деятельности в различных отраслях экономической деятельности: нередко участие в профессиональном объединении рассматривается компаниями как конкурентное преимущество. Деятельность саморегулируемых организаций может привести к вытеснению компаний, не состоящих в СРО, с рынка, снижая, таким образом, конкуренцию. В случаях когда речь идет об отрасли, производящей товары или услуги повышенной социальной значимости, особенно важно использование консультаций со всеми основными заинтересованными лицами. Кроме того, в подобных отраслях важна прозрачность деятельности саморегулируемой организации.

4. Функции, осуществляемые на практике существующими саморегулируемыми организациями. В зависимости от типа рынка и государственной политики в отрасли функции саморегулируемых организаций могут включать:

— мониторинг и контроль за их применением;

— санкции за нарушение;

— сбор и предоставление информации;

— организацию семинаров и тренингов.

5. Принципы формирования саморегулируемых организаций (отраслевые, функциональные, технологические):

— включение в международные процессы.

Разработка и одобрение стандартов деловой практики или технических требований к продукции или услугам выражаются прежде всего в формировании и принятии кодексов. Кодексы добровольного саморегулирования РЦБ могут быть односторонними и с привлечением независимых третьих лиц. Существуют также формы кодексов добровольного саморегулирования с так называемой «печатью одобрения». Следует заметить, что факт использования переговоров при разработке кодекса поведения не означает, что третьи лица обязательно привлекаются к надзору за его исполнением в дальнейшем. С другой стороны, в последнее время все более распространенной становится ситуация, когда кодекс разрабатывается участниками РЦБ самостоятельно, а к администрированию, прежде всего обеспечению исполнения кодекса и контролю, привлекаются независимые от отрасли лица и органы.

На стадии разработки и принятия кодекса очень важную роль играет взаимодействие отрасли, государства и других заинтересованных лиц. Составление и одобрение кодекса во многом зависят от качества этих связей. Научно-технический прогресс и интеграционно-глобализационные мировые процессы делают все более значимой роль международных научно-исследовательских и промышленных консорциумов в разработке высоких стандартов.

Международная система стандартизации охватывает значительное число организаций — участников процесса разработки стандартов. Одной из главных тенденций процесса стандартизации является все более тесная интеграция деятельности этих организаций, направленная на создание единой системы стандартизации.

Анализ международного опыта развития саморегулирования РЦБ показывает большую его специфику в каждой отдельной стране мира.

Саморегулируемые организации в США имеют некоторые примечательные особенности, в частности:

1) активно действуют СРО, сформированные не по признаку принадлежности всех членов к определенной отрасли экономики. В СРО могут участвовать представители, не принадлежащие к РЦБ; более того, участники СРО могут быть заняты даже в технологически абсолютно не связанных производствах. Пример СРО, члены которой не принадлежат к одной определенной отрасли, — CBBB (Council of Better Business Bureaus). Это частная некоммерческая организация, финансируемая за счет членских взносов предпринимателей и профессиональных участников рынков. Миссия организации — поддержка и продвижение механизмов саморегулирования в целях повышения стандартов взаимоотношений бизнеса и потребителей. CBBB является межотрас-

левой саморегулируемой организацией и объединяет как общенациональные компании, так и сеть локальных Better Business Bureaus, которые действуют на уровне отдельных штатов;

2) основным мотивом для участников РЦБ, вступающих в организацию, является получение преимуществ, предоставляемых СРО, перед участниками рынка, не состоящими в данной СРО, противопоставление участников СРО компаниям схожей сферы деятельности, не участвующим в СРО;

3) в некоторых сферах саморегулирование возникло до того, как необходимость регулирования этих сфер была осознана государством. В результате создания эффективной системы саморегулирования введение жесткого государственного регулирования стало просто не нужным.

С некоторой долей условности можно сказать, что саморегулирование РЦБ в США пришло на смену картельным объединениям, которые по мере развития антимонопольного регулирования становились все менее надежными и более опасными для своих членов1. Саморегулирование РЦБ предложило потенциальным членам другие выгоды, которые при своей законности выглядели более предпочтительными по сравнению с выгодами от объединения в картели. Во-первых, дополнительные требования, предъявляемые СРО к своим членам, повысили уровень доверия потребителей к безопасности и качеству производимых сделок и предоставляемых услуг, что привело к росту потребительского спроса, интенсификации конкуренции. Во-вторых, применение добровольных стандартов в рамках СРО привело к повышению эффективности деятельности участников рынков, на которых они функционировали. Еще одно очевидное преимущество саморегулирования перед государственным регулированием — это то, что профессиональные участники рынка лучше знакомы с условиями и потребностями рынка, а следовательно, могут предложить более гибкие и оперативные механизмы регулирования.

Примечательное объяснение феномену развития механизмов саморегулирования РЦБ высказал председатель Федеральной торговой комиссии США Роберт Питофски. Он объяснил необходимость делегирования части регулирующих полномочий государства организациям, осуществляющим саморегулирование, тем, что экономика растет более высокими темпами, чем возмож-

ности государственного регулирования .

В результате длительного развития института саморегулирования в США (первые организации, обладающие признаками СРО, появились в первом десятилетии XX в.) СРО стали незаменимыми участниками рынка. Особенно важным представляется тот факт, что участниками рынка членство в СРО воспринимается как источник деловой репутации, сигнал о надежности компании. По этой причине членство в СРО — это реальный актив компании, расставание с которым равносильно расставанию с раскрученной торговой маркой.

Cm.: Debra A. V. Industry Self-Regulation and Antitrust Enforcement: An Evolving Relationship. -Federal Trade Commission, 1998.

2 Cm.: Self-regulation and Antitrust. FTC Chairman Lays Out How Self-Regulatory Efforts Can Avoid Antitrust Challenge. — Federal Trade Commission, 1998.

Имеют место, однако, и прецеденты, когда СРО совершают попытки ограничить конкуренцию на рынке, ограничить вход в отрасль новых эффективных участников. Официальная позиция заключается в том, что в таких случаях необходимо непосредственное вмешательство государственных органов в процесс регулирования. Кроме того, дополнение саморегулирования регулированием со стороны государства допустимо в случаях, когда по тем или иным причинам рынок не способен автоматически обеспечить соблюдение прав всех участников, т. е. там, где возможно образование «провалов» рынка.

Канада является одной из наиболее прогрессивных стран в контексте использования механизмов саморегулирования1. Она обладает развитой законодательной базой, регулирующей создание и функционирование СРО. В отличие от практики организации СРО, распространенной в США (межотраслевые СРО), правительство Канады формирует наиболее благоприятные условия для создания отраслевых СРО. Оно ведет постоянную активную работу по совершенствованию законодательства. Кроме того, участникам рынка оказывается поддержка в выработке добровольных кодексов поведения.

В целом государство по отношению к фондовому рынку Канады выполняет следующие функции для развития механизмов саморегулирования:

1. Функции катализатора: стимулирование интереса к использованию саморегулирования путем предоставления консультаций, проведения исследований. Создание СРО приветствуется во всех отраслях экономической деятельности, в том числе и в тех сферах, где оно не сможет полностью заменить государственное регулирование.

2. Функции помощника: инфраструктурное, информационное, иногда финансовое обеспечение процессов переговоров по поводу образования СРО, конференций, затрагивающих проблемы саморегулирования.

3. Функции удостоверителя, гаранта. При определенных обстоятельствах государство может выступать как удостоверитель определенных кодексов (аналог «печати доверия» в Великобритании), соответствия отдельных ассоциаций требованиям кодексов.

4. Посреднические функции. Государство может выступать посредником на переговорах для обеспечения равноправного участия в процессе создания кодексов всех заинтересованных сторон.

5. Функции разработки правил. Государство может предъявлять требования к работникам определенных профессий и предпринимателей различных видов деятельности, связанные с участием в добровольных кодексах (например, исполнение кодекса может быть обязательным условием для получения лицензии — ситуация делегированного саморегулирования).

6. Функции прямого участника. Государство также осуществляет функции прямого участника при разработке добровольно принимаемых кодексов поведения.

Таким образом, правительство Канады оказывает значительную поддержку развитию механизмов саморегулирования, выполняя указанные выше функции. Кроме того, государство разрабатывает методики анализа эффек-

1 См.: ТаэкРэгсе оп Шшйу Self-Regulation. Эгай Керой. 2000.

тивности регулирующего воздействия кодексов. Анализу подвергается эффективность отдельных кодексов, проверяется, являются ли добровольно принимаемые кодексы поведения наиболее предпочтительными формами регулирования в каждом конкретном случае.

Политика Великобритании в области саморегулирования заметно отличается от политики, проводимой Канадой. Правительственное агентство (Office of Fair Trading), ответственное за проведение конкурентной политики, принимает более активное участие в рассмотрении и одобрении добровольных кодексов поведения. Основные функции политики развития саморегулирования изложены в акте The Department of Trade and Industry’s (DTI) (Официальный документ Департамента торговли и промышленности).

В указанном документе подчеркивается, что предполагаемые механизмы стимулирования использования саморегулирования, дополняемые эффективной кампанией, раскрывающей выгоды использования добровольных кодексов, способны дать толчок представителям бизнеса использовать кодексы в своей деятельности, гарантировать соответствие своего поведения требованиям добровольно принимаемых кодексов. Кроме того, предполагается, что компании, не участвующие в добровольных соглашениях, будут подвергаться более жесткому контролю на предмет недобросовестного поведения.

Механизмы политики саморегулирования, предложенные DTI, были тщательно исследованы множеством государственных агентств Великобритании. Для повышения эффективности государственного регулирования была создана специальная служба Better Regulation Task Force, которая оказывает консультационные услуги министерствам, вносит предложения по совершенствованию системы регулирования. Работа над повышением эффективности политики в области саморегулирования продолжается, проводятся научные исследования эффективности применения механизмов саморегулирования в различных отраслях экономической деятельности. В британском правительстве ведутся активные споры о наиболее предпочтительной для страны общей концепции саморегулирования. Легальный кодекс — Financial Services and Markets Bill (Закон о финансовых услугах и рынках).

В таблице представлены ключевые характеристики СРО в отдельных зарубежных странах.

Внедрение в России механизмов саморегулирования отраслей и видов деятельности должно осуществляться с учетом накопленного в развитых странах опыта и лучших практик выбора форм государственного содействия развитию институтов саморегулирования.

Так, в частности, к числу наиболее перспективных направлений государственной активности по стимулированию развития саморегулирования в соответствии с опытом отдельных развитых стран относятся:

— оказание организационно-методического содействия саморегулируемым организациям в разработке кодексов и создании механизмов контроля за их соблюдением (снижение издержек участников отрасли на создание СРО);

— использование механизма «печати одобрения» кодексов саморегулируемых организаций со стороны государства (что имеет в России особую актуальность в силу объективно имеющего место в обществе восприятия государства как наиболее надежного гаранта соблюдения прав граждан);

— контроль за деятельностью саморегулируемых организаций со стороны антимонопольных органов с целью предупреждения или прекращения действий, ограничивающих вход в отрасль новых экономических агентов или конкуренцию.

Сводная таблица характеристик СРО в отдельных странах

Россия США Канада Австралия Великобритания

Наличие специального закона в сфере саморегулирования + — — — —

Активность государства в стимулировании развития саморегулирования + + + + + + + + + + +

Активность государства в сфере взаимодействия с саморегулируемыми организациями + + + + + + + + +

Наличие примеров урегулирования отраслей + + + + +

Согласно мировой практике, существенное значение с точки зрения оптимизации государственного вмешательства в экономику и внедрения механизмов саморегулирования рынков придается следующему правилу: при выборе модели регулирования отдельных отраслей и видов деятельности следует исходить из предпочтительности наиболее мягкой институциональной альтернативы, эффективно предотвращающей потенциальное образование «провалов» рынка (посредством проведения оценки регулирующего воздействия альтернативных режимов регулирования). При этом внедрение механизмов саморегулирования в сферах, где возможны проявления конфликта интересов сообщества членов СРО и потребителей, должно предусматривать механизмы выявления и предотвращения действий СРО, ущемляющих права потребителей (привлечение к деятельности СРО представителей государства, общественных организаций и пр.).

1. Жуков Е. Ф. Рынок ценных бумаг. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Debra A. V. Industry Self-Regulation and Antitrust Enforcement: An Evolving Relationship. — Federal Trade Commission, 1998.

3. Self-regulation and Antitrust. FTC Chairman Lays Out How Self-Regulatory Efforts Can Avoid Antitrust Challenge. — Federal Trade Commission, 1998.

4. Taskforce on Industry Self-Regulation. Draft Report. 2000.

Отечественная модель саморегулирования

 Отечественная модель саморегулирования

Уже не одно столетие институт саморегулирования успешно функционирует в странах Западной Европы и США. Формировался он самостоятельно без вмешательства государства. В саморегулируемые организации там объединяются профессионалы и предприниматели определённой профессии, каждый из них несёт ответственность за качество выполненной им работы. Членами СРО становятся физические лица, тем самым рынок оказывается защищенным от всевозможных фирм-однодневок, срывающих куш и исчезающих с деньгами. Вступление в СРО носит добровольный характер — никто никого не неволит. Во главу угла всей деятельности ставится репутация. Разрабатывая, утверждая на правительственном уровне и внедряя в работу стандарты с повышенными требованиями, западные СРО защищаются от конкурентов, строящих дёшево, но некачественно. Ментальность западного человека такова, что он ориентирован на высокий имидж и репутацию исполнителя его заказа. Наш же, отечественный заказчик, в большей степени ориентирован на минимальные стоимостные показатели.
Как же обстоят дела с СРО на нашем рынке строительных услуг?
Два с половиной года назад, в соответствии с ФЗ № 315 « О саморегулируемых организациях» и одноимённым ФЗ № 148, эта отрасль экономики была переведена на саморегулирование. Система лицензирования не только изжила себя, но и дискредитировала, повязнув в коррупционности. Рынок был наводнён непрофессионалами, за деньги купившими разрешительные документы, фирмами-однодневками. Статистика говорит, что из всех зарегистрированных строительных компаний, работала только четверть.
Поэтому, в целях ограждения рынка от недобросовестных участников, демократизации его, увеличения моральной и материальной ответственности строителей перед заказчиком, повышения качества и усиления безопасности возводимых объектов капитального строительства, законодательством Российской Федерации была введена новая система функционирования юридических лиц в строительной отрасли – членство в СРО.
Всех участников рынка обязали вступать в эти организации, если они хотят на законных основаниях оставаться активными его участниками.
СРО строительной отрасли разделили по видам деятельности – в инженерных изысканиях, в подготовке проектной документации и в строительстве. Государство отдало СРО лишь часть своих регулятивных функций, в отличие от западной модели.
Некоммерческие партнёрства, которым присваивается статус СРО и сведения о котором заносятся в Государственный реестр Ростехнадзора, приобретают целый ряд преимуществ по сравнению с компанией, фирмой, предприятием, работающими по лицензии, как это было до введения саморегулирования. Они разрабатывают стандарты и правила внутренней деятельности партнёрства, участвуют в разработке государственной нормативно-технической документации, в обсуждении отраслевых законов федерального уровня, защищают и представляют интересы компаний, вошедших в их состав, на всех уровнях власти. Градостроительным кодексом им было разрешено создать национальные объединения по видам деятельности – НОИЗ, НОП и НОСТРОЙ, продвигающие их интересы на самом высоком уровне.
Коллективная ответственность, на которой зиждется саморегулирование, позволяет им решать свои проблемы не в одиночку, но в тоже время обязывает нести ответственность за всех коллег по СРО, что способствует строгому отношению к вопросу приёма тех или иных компаний в члены партнёрства. Регулярно отвечать за чьи-то просчёты никому не хочется, тем более материально. Выплаты третьим лицам производятся из средств общего компенсационного фонда, а его необходимо пополнять. Посредством Интернет-ресурсов обеспечивается открытость деятельности всех СРО. Любой заказчик может получить на сайте партнёрства исчерпывающую информацию о компании, с которой намерен заключить договор. Страхование гражданской ответственности членов СРО обеспечивает им дополнительные гарантии материальной помощи при наступлении страхового случая.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, сотрудники предприятий, входящих в состав СРО, должны проходить, не реже чем раз в пять лет, повышение квалификации с последующей аттестацией. СРО ориентированы на создание центров для подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. Всё это обязательно отразиться на качестве, выполняемых работ.
Как и всё новое, СРО не всеми были восприняты однозначно, были на стадии формирования и здесь перегибы. Время перехода на саморегулирование было выбрано не самое удачное – разгар мирового финансового и экономического кризиса. Отраслевое законодательство претерпело массу корректив за последние два года, отсюда и проблемы у активных участников рынка. Непомерный взнос в компенсационный фонд затормозил на первых порах вступление в партнёрства представителей малых и средних форм бизнеса. Возникла угроза монополизации рынка. И это в период, когда государственная экономическая политика настроена на приоритет компаний именно подобных форм на рынке строительных услуг. Ведь маленьким и средним участникам легче приспособиться к переменам, чем гигантам. В условиях рыночной конкуренции они вынуждены совершенствоваться, что влечёт за собой улучшение качества, выполняемых работ. Они являются источниками новых рабочих мест.
Несовершенство законодательства способствовало появлению большого количества саморегулируемых организаций, ставших на путь торговли разрешительными документами и за минимальные суммы, без всяких проверок, принимающих в члены СРО. К сожалению, от этого негативного явления, до конца не удалось избавиться до сих пор, хотя законодателями принят целый ряд мер открывающих дорогу всё большему числу представителей малых форм бизнеса на рынок – это дифференциация суммы компенсационного фонда, сокращение Минрегионовского Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и многое другое.
Контрольная и надзорная функции которые оставило за собой государство, основываются на проверках исполнения СРО законодательных требований. Сами же партнёрства следят за соблюдением каждым из своих членов технических регламентов, ОСТов, СНиПОВ. Качественная работа любого структурного подразделения зависит от совершенной нормативно- технической документации, которой оно (подразделение) обязано руководствоваться. Национальные объединения, курирующие эти вопросы, намерены до конца года завершить актуализацию действующих и принятие новых отраслевых базисных технических документов, что позволит решить массу проблем, возникших на стадии становления института саморегулирования в нашей стране.

Александр Пономарь
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» ("Все о СРО") www.all-sro.ru

Последние новости:

Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

19.05.2025

"Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем

НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

14 мая в Уфе состоялся региональный этап Национального конкурса профессионального мастерства "Строймастер" в номинации "Лучший сварщик", организованный НОСТРОЙ, Минстроем России и СРО "БашстройТЭК" при поддержке региональных органов власти и СРО. В рамках мероприятия также определили "Лучшего студента-сварщика Республики Башкортостан". 19.05.2025

НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

Модульное строительство: как префаб-технологии меняют рынок ИЖС и сокращают затраты, обсудили на сессии НОСТРОЙ

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) приняло участие в рабочей встрече министров строительства и ЖКХ России и Узбекистана, состоявшейся 15 мая на полях XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum". Информация появилась на сайте НОСТРОЙ. 19.05.2025

НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) приняло участие в рабочей встрече министров строительства и ЖКХ России и Узбекистана, состоявшейся 15 мая на полях XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum". Информация появилась на сайте НОСТРОЙ.

Обмен опытом и реализация совместных проектов

 НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин и Министр строительства и ЖКХ Республики Узбекистан Шерзод Хидоятов встретились, чтобы обсудить обмен опытом в области проектирования и строительства жилья и инфраструктуры, а также перспективы реализации совместных проектов.

Представители российской стороны

В рабочей встрече также приняли участие заместители Министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин и Сергей Музыченко, начальник отдела международных отношений Министерства строительства и ЖКХ РФ Анастасия Михайлова, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, ди ректор по цифровизации жилищной сферы "ДОМ.РФ" Александр Лукьянов и директор подразделения "Устойчивое развитие и международное сотрудничество" "ДОМ.РФ" Марина Слуцкая.

Ключевые направления сотрудничества

Российско-узбекское сотрудничество в сфере строительства и ЖКХ основано на общем историческом прошлом и взаимопонимании в отношении развития отрасли в будущем. Ключевые направления взаимодействия включают:

  • Обмен опытом по проектированию и строительству жилых и инфраструктурных объектов.
  • Реализацию совместных проектов в сфере строительства.
  • Применение цифровых инструментов строительного надзора.

Взаимодействие в рамках Меморандума о сотрудничестве

Сотрудничество между странами в сфере строительства реализуется в рамках Меморандума о сотрудничестве, подписанного между Минстроем России и Минстроем Узбекистана.

Презентация Национального реестра НОСТРОЙ

Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз представил Национальный реестр добросовестных производителей и поставщиков строительных ресурсов НОСТРОЙ. Р еестр добросовестных производителей – это инструмент, созданный для повышения прозрачности и надежности рынка строительных материалов и оборудования. Он включает в себя информацию о производителях и поставщиках, прошедших проверку на соответствие установленным критериям качества, надежности и деловой репутации. Цель реестра – помочь заказчикам и подрядчикам выбирать проверенных и надежных партнеров, снижая риски, связанные с некачественными материалами и недобросовестными поставщиками. В ажным преимуществом реестра является указание местонахождения производства, что позволяет выстраивать оптимальную логистику и снижать транспортные издержки.

Антон Мороз также рассказал о взаимодействии НОСТРОЙ с Узбекистаном по вопросам кадрового обеспечения строительной отрасли и включения производителей строительной продукции из республики в реестр.

Осмотр выставки IPM

Антон Мороз также принял участие в обходе Международной выставки недвижимости International Property Market (IPM) главой Минстроя России Иреком Файзуллиным и другими высокопоставленными лицами. Делегаты ознакомились с передовыми проектами и современными тр ендами в строительстве и архитектуре, а также оценили выставку достижений стройкомплекса Республики Татарстан.

Роль СРО и НОСТРОЙ в международном сотрудничестве

Саморегулируемые организации (СРО) и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) играют важную роль в развитии международного сотрудничества в сфере строительства, содействуя:

  • Обмену опытом и лучшими практиками между российскими и зарубежными строительными компаниями.
  • Продвижению российских строительных технологий и материалов на международном рынке.
  • Разработке и внедрению международных стандартов качества и безопасности в строительстве.

Участие НОСТРОЙ в рабочей встрече министров строительства и ЖКХ России и Узбекистана свидетельствует о важности международного сотрудничества для развития строительной отрасли. Обмен опытом, реализация совместных проектов и продвижение российских технологи й на международном рынке способствуют повышению конкурентоспособности российской строительной отрасли и укреплению экономических связей между странами.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Последние новости:

Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

19.05.2025

"Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем

Модульное строительство: как префаб-технологии меняют рынок ИЖС и сокращают затраты, обсудили на сессии НОСТРОЙ

14 мая в Уфе состоялся региональный этап Национального конкурса профессионального мастерства "Строймастер" в номинации "Лучший сварщик", организованный НОСТРОЙ, Минстроем России и СРО "БашстройТЭК" при поддержке региональных органов власти и СРО. В рамках мероприятия также определили "Лучшего студента-сварщика Республики Башкортостан". 19.05.2025

Модульное строительство: как префаб-технологии меняют рынок ИЖС и сокращают затраты, обсудили на сессии НОСТРОЙ

Креативная экономика в строительстве: как привлечь молодежь и создать востребованные города будущего, обсудили на сессии НОСТРОЙ

На сессии Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в рамках XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum" эксперты обсудили перспективы модульного строительства как эффективного решения для современной строительной отрасли. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков предложил руководителю агентства BtProduct Азамату Исянчурину рассказать о преимуществах префаб-технологий для инвесторов. 19.05.2025

Креативная экономика в строительстве: как привлечь молодежь и создать востребованные города будущего, обсудили на сессии НОСТРОЙ

СРО в России:

Информация о СРО:

Специфика СРО:

Контакты Отдела вступления в СРО:

Телефоны:

Бесплатный звонок по России

E-mail:

Skype:

ООО Информационный портал «Все о саморегулировании» (ООО «Все о СРО»)

195027, Россия, г. Санкт-Петербург, Свердловская наб, д. 60, лит. А, пом. 4Н, оф.6

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Мероприятия

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) проведет 16 мая 2025 года заседание комитета по инженерным изысканиям, на котором будут рассмотрены ключевые вопросы развития отрасли. Мероприятие станет площадкой для обсуждения текущего состояния инженерных изысканий в России и определения стратегических направлений развития на ближайшие годы.

НАУФОР проведет Общее собрание членов 10 июня 2025 года

10 июня 2025 года в Москве Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), одна из ключевых саморегулируемых организаций (СРО) на российском финансовом рынке, проведет Общее собрание членов. Совет директоров НАУФОР уже утвердил дату и проект повестки дня.

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт — президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

с 13.10.2014 по 25.11.2014

Слияние Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей воспринимается членами национальных объединений неоднозначно. На ваш взгляд, это слияние:

Необходимо в интересах изыскателей, положит конец конфликту

В интересах проектировщиков

В интересах президента НОП Михаила Посохина

Принесет вред, ибо будут объединены разные отрасли

Принесет пользу, работа будет более эффективной

Вопрос-ответ

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Прочитать ответ полностью

Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса — указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Саморегулирование как частный случай развития реального мира

Международный опыт развития саморегулирования дает возможность применять эффективные технологии, опробованные в различных сферах бизнеса. К сожалению, российские законодатели, как правило, не учитывают международный опыт развития СРО. А ведь многих проблем можно было бы избежать.

Институт саморегулирования действует в США практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов и предпринимателей. Первым актом саморегулирования в США считают соглашение об учреждении фондовой биржи в Нью-Йорке, заключенное в 1792 г. 24 брокерами. Были установлены четкие правила, в соответствии с которыми осуществлялась торговля ценными бумагами. В 1934 г. принимается закон о биржах и ценных бумагах, в котором вводится термин «саморегулируемая организация». Сейчас в США на рынке ценных бумаг действует саморегулирование двух уровней: обязательное (в некоммерческой организации Financial Industry Regulatory Authority – FINRA) и добровольное (биржи как инфраструктурные организации). Обязанности и права СРО с добровольным членством устанавливаются на основе заключаемого между участниками рынка договора. В какие-либо официальные объединения такие организации вступать не обязаны. Координация их деятельности находится в компетенции ассоциаций и профессиональных объединений.

Любопытно, что благодаря эффективному функционированию СРО в рекламной сфере, в США нет необходимости в принятии специального закона о рекламе.

Одна из развитых систем СРО работает в юридической сфере в Великобритании. В соответствии с Законом «О социальных обществах» вступить в СРО – правовое общество (Law Society) – обязаны все юристы, включая осуществляющих судебную защиту, и специалисты, удостоверяющие сделки, предусматривающие передачу прав собственности. Успешно работает саморегулирование в строительной сфере.

Но не все так благополучно в британском королевстве. Например, в сфере торговли ценными бумагами модель саморегулирования потерпела полное фиаско. Активное участие СРО на рынке ценных бумаг привело к множеству злоупотреблений и существенному нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии. Ключевая причина сложившейся ситуации заключалась в том, что участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций, при этом обязательность членства в СРО носила формальный характер. Закономерным итогом стали кардинальные реформы, начатые в Великобритании в 1997 г., приведшие к полному отказу от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.

В Австралии модель саморегулирования оказалась неэффективной именно в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась она аналогично британской, где представители юридических профессий обязаны быть членами правового сообщества. Недоверие к юристам со стороны общественности обусловило необходимость проведения реформ. Например, в штате Новый Южный Уэльс в 2004 г. на смену саморегулированию пришла система совместного регулирования юридической деятельности судьями, юристами и представителями правительства. А в штате Квинсленд с 2007 г. правовое сообщество лишено права рассматривать жалобы, поступающие от потребителей, данная функция перешла в компетенцию комиссара по юридическим делам.

Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Последние новости:

Обзор зарубежного опыта развития саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

19.05.2025

"Строймастер" выявил лучших сварщиков Башкортостана: конкурс как стимул для развития профессионального мастерства и решения отраслевых проблем

НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

14 мая в Уфе состоялся региональный этап Национального конкурса профессионального мастерства "Строймастер" в номинации "Лучший сварщик", организованный НОСТРОЙ, Минстроем России и СРО "БашстройТЭК" при поддержке региональных органов власти и СРО. В рамках мероприятия также определили "Лучшего студента-сварщика Республики Башкортостан". 19.05.2025

НОСТРОЙ укрепляет международное сотрудничество: обмен опытом с Узбекистаном в сфере строительства и ЖКХ

Модульное строительство: как префаб-технологии меняют рынок ИЖС и сокращают затраты, обсудили на сессии НОСТРОЙ

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) приняло участие в рабочей встрече министров строительства и ЖКХ России и Узбекистана, состоявшейся 15 мая на полях XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum". Информация появилась на сайте НОСТРОЙ. 19.05.2025

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
anapa-sezon.ru