В 2024 году приняли несколько законопроектов, которые существенно меняют работу с закупками в наступившем году. Нововведения затронули нацрежим, цифровые контракты и другие привычные участникам закупок сферы. В статье подробно рассмотрим, что важно знать, чтобы работать по новым правилам и не совершать ошибок.
- Нововведения с 1 января 2025 года
- Правила национального режима в 44-ФЗ
- Правила национального режима для 223-ФЗ
- Отчет по закупкам у российских производителей
- Особенности определения НМЦК в закупках с нацрежимом
- Когда российский товар приравнивают к иностранному
- Особые условия формирования ТЗ в закупках с нацрежимом
- Запрет использования импортного софта на объектах КИИ
- Закупки у СМСП по 223-ФЗ
- Контракт с едпоставщиком при несостоявшейся закупке
- Нововведения с 1 апреля 2025 года
- Цифровые контракты с едпоставщиком
- Изменение и расторжение контрактов через ЕИС
- Нововведения с 1 июля 2025 года
- Обязанность включать сведения о прекращении контракта
- Контракт на приобретение жилого помещения
- Госзакупки в новых территориях РФ
- Национальный режим
- Импортный софт на объектах КИИ
- Закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ
- Послабления в госзакупках
- Уровни ответственности и компенсационные фонды
- Соответствие участника закупки требованиям ГрК РФ подтверждается действующей записью в реестре членов СРО
- Исключения из правила о членстве в СРО
- Обязан ли участник закупки иметь достаточный взнос в КФ ОДО, если конкурентная процедура завершилась заключением контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
- Соотнесение уровня ответственности участника закупки с его ценовым предложением
- Нужно ли при определении необходимого участнику уровня ответственности учитывать стоимость обязательств, находящихся у него на исполнении?
- Изменения, касающиеся импортозамещения
- Изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
- Обновленный порядок заключения контракта по итогам «безрезультатной» закупки
- Продлили на 2025 год действие ряда антикризисных норм
- Иные изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 г.
- Что такое СРО
- Когда в закупках обязательно членство в СРО
- Уровни членства и взносы
- Сведения о праве на выполнение работ
- Информация о взносах в КФ
- Субсидиарная ответственность
- Подтверждение членства для участия в закупках
- Практика ФАС
- Коротко о важном
- Изучите другие полезные материалы
Нововведения с 1 января 2025 года
Часть изменений уже вступила в силу. Особенно серьезные изменения претерпел национальный режим, поэтому поговорим о нем подробнее. Для реализации нацрежима действовало множество нормативно-правовых актов (НПА). Участникам закупок было непросто разобраться в многообразии правил. Это приводило к разбирательствам в ФАС и требовало разъяснений от профильных ведомств. Поэтому Минфин предложил унифицировать систему нацрежима и сформулировать единые правила для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим, как будет применяться национальный режим для каждого из основных Федеральных законов.
Правила национального режима в 44-ФЗ
- запрет на поставку иностранного товара;
- ограничения допуска иностранных производителей по правилам «второй лишний» и «третий лишний»;
- условия допуска с преимуществом 15% для российских товаропроизводителей.
Сейчас в 44-ФЗ будут применяться запрет, ограничение допуска и преимущество российскому товару в размере 15%. Схемы применения нововведений отразили в таблице:
Механизм «второй лишний» для закупок промышленных товаров (ПП РФ № 617) и радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 878).
Механизм «третий лишний» для закупок медоборудования (ПП РФ № 102), продуктов питания (ПП РФ № 832), лекарств (ПП РФ № 1289).
Ограничения допуска иностранной продукции работают по единственному принципу — «второй лишний».
Заказчики отклонят все товары иностранного происхождения, если будет подана хотя бы одна заявка с товаром из ЕАЭС, удовлетворяющая требованиям заказчика.
Этот принцип работает и в закупках у единственного поставщика.
Приказ 126н регулировал условия допуска иностранных товаров.
В аукционах при победе поставщика с иностранным товаром вычитали реальные 15% из цены контракта, а в конкурсах и запросах котировок искусственно вычитали 15% у заявок с российским товаром, чтобы такие участники могли занять более выгодное место при ранжировании предложений. При этом такие участники заключали контракт по предложенной цене.
Теперьмеханизм «условий допуска» называется «преимущества российскому товару». 15% преференции российским производителям применяются в электронных аукционах по тем же правилам, что и для запросов котировок и конкурсов.
Изменился способ получения преференций в аукционе. У участника с российским товаром «вычитают в уме» 15% из цены, чтобы дать ему преимущество, но контракт заключают по предложенной им цене.
Правила национального режима для 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ применялся ПП РФ № 925, который предусматривал один механизм — предоставление преимуществ российским производителям. Теперь правила изменились, и в закупках по 223-ФЗ будут применяться те же механизмы, что и в 44-ФЗ.
Механизм по принципу преимуществ:
- 15% — промышленным товарам российского производства;
- 30% — российской радиоэлектронной продукции.
Механизмы нацрежима в 223-ФЗ:
- запрет поставки иностранного товара;
- ограничение допуска иностранного товара по принципу «второй лишний»;
- преимущество российскому товару. Из цены вычтут 15%, чтобы поставщики отечественной продукции смогли получить больше баллов при финальной оценке. Заключение контракта произойдет по изначально предложенной цене.
В постановлении раскрыты особенности применения запрета на поставку иностранных товаров по перечню приложения № 1, ограничения допуска импортной продукции по перечню приложения № 2, преимущества в отношении ТРУ российского происхождения. Также перечислены документы для подтверждения страны, которые участники обязаны включить в заявку.
Кроме этого, постановление утверждает минимальную обязательную долю закупок российских товаров, устанавливает предельные значения доли стоимости сырья иностранного производства в конечной стоимости отдельных медизделий, разъясняет порядок формирования лотов, закрепляет равное положение продукции из стран ЕАЭС по отношению к отечественным товарам.
Отчет по закупкам у российских производителей
Заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязали вести ежегодный отчет о закупках отечественной продукции в ЕИС. Сдавать его необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным. Для закупок в оборонной сфере отчет не подлежит размещению в ЕИС, поэтому его будут направлять для оценки непосредственно в уполномоченный орган.
Требования к формированию сведений определены Положением, которое утверждено в ПП РФ № 1875. Вместе с этим с 2025 года утратила силу ст. 30.1 44‑ФЗ об особенностях торгов для достижения минимальной доли товаров российского производства.
Особенности определения НМЦК в закупках с нацрежимом
Внесены изменения в ч. 25 ст. 22 44-ФЗ. Теперь для обоснования цены контракта в 44-ФЗ заказчики должны основываться на характеристиках товаров российского происхождения.
Когда российский товар приравнивают к иностранному
Дополнена ч. 6 ст. 27 44-ФЗ, регламентирующая право Правительства РФ устанавливать случаи закупок промышленной продукции с национальным режимом, при которых заявка с российским товаром приравнивается к иностранной, если не выполнены условия степени локализации производства по ПП РФ № 719.
Особые условия формирования ТЗ в закупках с нацрежимом
Если при закупке товара нужно установить национальный режим, то по ч. 1.1. ст. 33 44-ФЗ при составлении технического задания заказчик обязан использовать характеристики российского товара.
Запрет использования импортного софта на объектах КИИ
Заказчикам по 223-ФЗ в 2025 году нельзя будет закупать и использовать программное обеспечение (ПО) иностранного производства на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Они функционируют в госучреждениях здравоохранения, науки, атомной и оборонной промышленности, энергетики и других сферах. Также Правительство утвердило требования к допустимому ПО.
Эти изменения не коснутся организаций с муниципальным участием.
Закупки у СМСП по 223-ФЗ
В 2025 году обновился список заказчиков, которые обязаны согласовывать планы закупок и изменения в них относительно проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). К действующему списку добавили 200 новых организаций, а также исключили из перечня некоторые компании.
Контракт с едпоставщиком при несостоявшейся закупке
Заказчик может провести закупку у единственного поставщика по правилам п. 24 и 25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, если конкурентная закупка признана несостоявшейся по причине:
- отсутствия заявок (п. 3 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отклонения всех заявок комиссией (п. 4 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- уклонения всех участников от подписания контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отказа заказчика в заключении контракта с единственным участником (п. 6 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отсутствия запросов о предоставлении документации закрытой закупки (п. 2 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ);
- отказа комиссии в предоставлении документации закрытой закупки всем потенциальным участникам, направившим запрос (п. 3 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ).
С 1 января до 30 июня 2025 года включительно заказчик имеет право заключить такой контракт без использования ЕИС, ЭТП или специализированной ЭТП.
Нововведения с 1 апреля 2025 года
Продолжается тренд на цифровизацию в закупках. Изменения затронули порядок работы с цифровыми контрактами в ЕИС.
Цифровые контракты с едпоставщиком
В ч. 14 ст. 93 44-ФЗ закрепили случаи, когда заказчики обязаны заключать контракт с использованием ЕИС. К таким случаям относятся неконкурентные закупки на поставку культурных ценностей для пополнения Музейного фонда, экипировки для олимпийской сборной, ТРУ для обеспечения работы органов внешней разведки РФ и другие.
Изменение и расторжение контрактов через ЕИС
Дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок, необходимо формировать в ЕИС. В соответствие этому требованию нужно привести и ранее заключенные контракты, если допсоглашения к ним не были оформлены через ЕИС.
Нововведения с 1 июля 2025 года
ПП РФ № 1740 вносит изменения в формирование цифровых контрактов. Рассмотрим нововведения подробнее.
Обязанность включать сведения о прекращении контракта
В реестре контрактов появится информация о прекращении контракта. Такие данные размещаются, если:
- срок действия контракта подошел к концу. При этом контрактом должно быть предусмотрено положение о том, что окончание срока действия контракта прекращает обязательства сторон;
- ликвидируется организация поставщика или заказчика. Для этого реализовали синхронизацию этих данных с ЕГРЮЛ;
- гражданин-поставщик ушел из жизни.
Контракт на приобретение жилого помещения
Подобные закупки часто вызывают вопросы у участников торгов. В письме от № МШ/115170/24 от 13.12.2024 антимонопольная служба подчеркивает, что по 44-ФЗ посредники и представители имеют право принимать участие в торгах на приобретение жилья наравне с собственниками.
Поскольку среди участников все больше представителей владельцев недвижимости, с 1 июля 2025 года нужно включать в цифровой контракт реквизиты и представителя, и собственника.
Госзакупки в новых территориях РФ
Новые регионы (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) проводят закупки по 44-ФЗ в соответствии с ПП РФ № 2559 от 31.12.2022. Постановление реализует специальный режим проведения госзакупок, который будет действовать до конца 2025 года. Госзаказчики из новых регионов смогут:
- проводить неконкурентные закупки без согласования с ФАС;
- не устанавливать национальный режим в закупках;
- не применять к поставщикам доптребования по ПП РФ № 2571;
- применять особый порядок размещения обязательных сведений и документов в ЕИС;
- заключать контракты в бумажном виде без проведения торгов.
По задумке властей, особый режим закупок позволит госучреждениям новых регионов постепенно адаптироваться к новым для себя правилам работы.
2025-й год принес много изменений, которые должны учитывать в работе участники закупок. На очереди еще несколько законопроектов, которые скоро вступят в силу. Следите за статьями в Справочной и будьте в курсе важнейших новостей госзакупок.
Контур.Закупки
Легкий поиск и работа с коммерческими и государственными закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ .
- Ищите и сохраняйте интересные закупки.
- Следите за изменениями и сортируйте избранные.
- Анализируйте результаты торгов, заказчиков и конкурентов.
Первые 7 дней работы — бесплатно.
Основные новшества для специалиста по закупкам с 1 января 2025 года
С 1 января при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ надо соблюдать унифицированные правила применения национального режима. На значимых объектах КИИ нельзя использовать импортный софт. Корпорация МСП проверяет больше заказчиков по Закону N 223-ФЗ. Подробнее об этом и не только в обзоре.
Национальный режим
При закупках по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, объявленных с 1 января 2025 года, заказчики соблюдают унифицированные правила применения нацрежима.
В Законе N 223-ФЗ закрепили, в частности: иностранным товарам, работам, услугам предоставляют нацрежим наравне с российскими. Правительство определило исключения в виде:
- запрета закупок иностранных товаров (работ, услуг) из перечня N 1. Заказчики могут приобрести только российскую продукцию;
- ограничения закупок иностранных товаров (работ, услуг) из перечня N 2. Импортную продукцию нельзя приобрести, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки;
- преимущества для отечественного товара. Так, ценовое предложение участника с российской продукцией нужно снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключают по предложенной им цене.
Поправки об исключениях действуют и при закупках по Закону N 44-ФЗ. Заказчики соблюдают правила применения нацрежима с учетом нюансов, например:
- запрет на закупку иностранных товаров (работ, услуг) из перечня N 1 надо применять и при сделках с единственным поставщиком;
- при применении ограничения закупок импортных товаров (работ, услуг) из перечня N 2 нужно использовать механизм "второй лишний";
- при предоставлении преимущества ценовое предложение участника с полностью российской продукцией надо снижать на 15%, в т.ч. при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы заключают по предложенной им цене.
Подробнее в нашем обзоре.
Импортный софт на объектах КИИ
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием), органам госвласти нельзя использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ. Правительство утвердило требования к допустимому софту.
Закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Изменили перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в них проходят оценку соответствия закону в части СМСП. В список включили более 200 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций из перечня исключили.
Послабления в госзакупках
До конца 2025 года среди прочего продлили право:
- заказчиков – провести строительную закупку "под ключ";
- сторон – по предложению заказчика изменять количество лекарств, медизделий и расходников по контракту в пределах 30%;
- правительства – устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика.
Подробнее в нашем обзоре.
Требования градостроительного законодательства: как участнику закупки подтвердить свое соответствие
Такие виды работ, как выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (далее – ОКС), могут выполняться только членами саморегулируемых организаций (далее – СРО) соответствующего направления (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ). А если действующим законодательством РФ предъявляются специальные требования к лицам, выполняющим закупаемые работы, то такие требования должны быть предъявлены и к участникам закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
26 июля 2023 Для всех 44-Ф3
Автор: Гурин Олег Юрьевич
Время прочтения: 10 мин.
Такие виды работ, как выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (далее – ОКС), могут выполняться только членами саморегулируемых организаций (далее – СРО) соответствующего направления (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ). А если действующим законодательством РФ предъявляются специальные требования к лицам, выполняющим закупаемые работы, то такие требования должны быть предъявлены и к участникам закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Уровни ответственности и компенсационные фонды
Наличие (либо отсутствие) у подрядной организации права на заключение контракта по цене, предложенной в ходе торгов, зависит от ее уровня ответственности. Последний, в свою очередь, обусловлен размерами взносов, внесенных участником закупки в фонды, формируемые СРО: компенсационный фонд возмещения вреда (далее – КФ ВВ) и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее – КФ ОДО). Размеры взносов в КФ ВВ и КФ ОДО зависят от вида работ, которые выполняет подрядная организация. Для организаций, занимающихся подготовкой проектной документации и/или выполнением инженерных изысканий, размеры взносов определены в ч. 10, 11 ст. 55.16 ГрК РФ, а для организаций, выполняющих работы по строительству, реконструкции, капремонту или сносу ОКС – в ч. 12, 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
При этом ценовой порог для КФ ВВ и КФ ОДО формулируется в ГрК РФ по-разному:
- для КФ ВВ это стоимость работ по одному договору подряда (независимо от способа его заключения);
- для КФ ОДО это предельный размер обязательств по предельный размер обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Многие участники закупок в сфере градостроительной деятельности полагают, что единственное требование, которому они должны соответствовать, – это требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, необходимого для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ).
Однако это заблуждение основывается на ложном представлении о том, что размеры взносов в КФ ВВ и КФ ОДО являются взаимоопределяющими. На самом деле считать так нет никаких оснований: участник закупки может иметь второй уровень ответственности по КФ ОДО, но всего лишь первый уровень ответственности по КФ ВВ. И если он предложит в ходе торгов цену контракта, которая соответствует его уровню ответственности по КФ ОДО, но не соответствует уровню ответственности по КФ ВВ, то его заявка подлежит отклонению 1 .
Отклонение будет признано правомерным даже в том случае, если извещение о закупке не содержало требований к размеру взноса в КФ ВВ, но комиссия заказчика при рассмотрении заявки выявила его недостаточность 2 .
1 См., например, решения ФАС России от 13.06.2023 по делу N 28/06/105-1409/2023ГОЗ, от 28.12.2022 по делу N 050/06/105-49640/2022, ФАС России от 22.11.2022 по делу N 050/06/105-42890/2022. Аналогичны решения Пензенского УФАС России от 02.07.2021 по делу N 058/06/106-586/2021, от 02.06.2021 по делу N 058/06/106-488/2021, Тульского УФАС России от 15.04.2021 по делу N 071/06/105-270/2021, Ульяновского УФАС России от 05.03.2018 N 14 759/03-2018, Новосибирского УФАС России от 11.06.2020 N 054/06/69-1055/2020.
2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2020 по делу N А05-1501/2020.
Соответствие участника закупки требованиям ГрК РФ подтверждается действующей записью в реестре членов СРО
Информация о членах СРО, а также об их обязательствах по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, включается в единый реестр сведений о членах СРО и их обязательствах (ст. 55.17 ГрК РФ). Формирование и ведение единого реестра сведений о членах СРО осуществляются соответствующим Национальным объединением СРО (НОСТРОЙ 3 , НОПРИЗ 4 ). При этом каждая СРО обязана вести реестр членов СРО в составе единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах.
Отсутствие сведений об участнике закупке в реестре членов СРО является основанием для отклонения его заявки 5 . При этом никакие выписки из реестра членов СРО заказчик требовать не вправе, т. к. для этого с 1 сентября 2022 г. нет правовых оснований 6 .
Если вы проиграли электронный аукцион, обязательно проверьте, не приостановлено ли право победителя конкурентной процедуры выполнять соответствующие работы 7 .
3 Единый реестр сведений о членах СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах доступен по ссылке: https://reestr.nostroy.ru/sro/all/member/list/
4 Единый реестр сведений о членах СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах доступен по ссылке: https://reestr.nopriz.ru/
5 См., например, решение Калининградского УФАС России от 20.04.2023 N 039/06/49-288/2023.
6 Решение ФАС России от 22.05.2023 по делу N 23/44/93/117. См. также решения Марийского УФАС от 06.02.2023 по делу N 012/06/106-89/2023, Дагестанского УФАС России от 23.03.2023 N 005/06/106-687/2023, Иркутского УФАС от 17.03.2023 N 038/225/23, Пензенского УФАС России от 23.03.2023 по жалобе N 058/06/106-147/2023 и мн. др.
7 Решение Пермского УФАС России от 18.04.2023 по закупке N 0156300008723000046. См. также решение Ростовского УФАС России от 13.04.2022 по делу N 061/06/48-466/2022
Исключения из правила о членстве в СРО
В некоторых случаях для выполнения работ в сфере градостроительной деятельности членом СРО быть необязательно. Существуют исключения как по стоимости работ 8 , так и по кругу лиц, которые их выполняют 9 .
Например, при закупке работ по строительству заказчик мог установить требование о членстве в СРО, отталкиваясь от того факта, что НМЦК превышает 10 млн руб. Однако если победитель конкурентной процедуры в ходе торгов предложил цену менее 10 млн руб., требование о членстве в СРО на него не распространяется 10 .
8 Так, членство в СРО не требуется для выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту ОКС, если размер обязательств по каждому из заключенных подрядной организацией договоров не превышает 10 млн руб. В случае сноса ОКС ценовой порог составляет 1 млн руб.
9 Определен в ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ (выполнение инженерных изысканий), ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ (архитектурно-строительное проектирование), ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОКС), ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ (снос ОКС).
10 Решение Приморского УФАС России от 06.03.2023 N 025/06/49-201/2023.
Обязан ли участник закупки иметь достаточный взнос в КФ ОДО, если конкурентная процедура завершилась заключением контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
Как следует из ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, член СРО имеет право выполнять работы в сфере градостроительной деятельности по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО, членом которой является подрядчик, КФ ОДО;
- совокупный размер обязательств по заключенным членом СРО договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого им был внесен взнос в КФ ОДО/
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся конкурсы, аукционы и запрос котировок в электронной форме. Логично, что требования ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в полной мере применимы к закупкам, проводимым с использованием указанных способов.
Альтернативой осуществлению закупок с использованием конкурентных способов является заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Одним из таких случаев является признание конкурентной процедуры несостоявшейся в связи с тем, что в закупке «финишировала» единственная заявка (либо изначально только один участник принял участие в закупке, либо из нескольких поступивших заявок только одна была признана соответствующей требованиям извещения о закупке).
Данный случай, указанный в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, встречается на практике даже чаще, чем состоявшиеся торги. Поэтому возникает вопрос: если изначально конкурентная процедура «выродилась» в закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, относится ли такой контракт к договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров?
От того, как ответить на этот вопрос, во многих случаях будет зависеть решение о юридической судьбе заявки участника закупки. Однако единого ответа в правоприменительной практике, к сожалению, нет.
Позиция 1.Контракты, заключенные по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не учитываются при определении соответствия участника закупки требованиям ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ 11 .
Позиция 2.Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является продолжением конкурентной процедуры, поэтому нет оснований исключать такие контракты из-под действия ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ 12 .
Отметим, что второй подход встречается несколько чаще 13 .
11 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2021 по делу N А59-8/2020. См. также постановление Восемнадцатого ААС от 11.02.2021 по делу N А47-11843/2020. Одним из первых примеров применения такого подхода в судебной практике является постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.11.2018 по делу N А43-2480/2018.
12 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2021 по делу № А03-5227/2020.
13 В т. ч. и среди территориальных органов ФАС России: см., например, решение Сахалинского УФАС России от 29.03.2019 по делу N 065/06/106-52/2019.
Соотнесение уровня ответственности участника закупки с его ценовым предложением
При проведении электронного аукциона и запроса котировок 14 комиссии заказчика в момент рассмотрения сведений о членстве участника закупки в СРО уже известно ценовое предложение участника. А значит, не составит труда отклонить заявку участника, чей уровень ответственности недостаточен для заключения контракта по предложенной цене 15 .
Иногда участники закупок, не согласные с отклонением их заявок по причине недостаточного уровня ответственности, указывают в своих жалобах, что уровень ответственности может быть увеличен уже после победы в конкурентной процедуре. Эта аргументация подкрепляется ссылкой на ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ, согласно которой член СРО, не уплативший дополнительный взнос в КФ ОДО, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров. Таким образом, для осуществления любых действий, связанных с участием в закупке, подрядной организации достаточно просто быть членом СРО; она всегда сможет внести дополнительный взнос в КФ ОДО и приобрести нужный уровень ответственности непосредственно перед заключением контракта. Некоторые контрольные органы и суды поддерживают такой подход 16 .
Однако наибольшее распространение в правоприменительной практике получил формальный подход, согласно которому заявка участника закупки проверяется на соответствие требованиям градостроительного законодательства по состоянию на дату и время окончания срока подачи заявок, в связи с чем участник уже на этот момент должен обладать уровнем ответственности, необходимым для заключения договора 17 .
14 В случае проведения электронного конкурса непосредственно при рассмотрении вторых частей заявки комиссия заказчика не знает ценовых предложений, сделанных участниками, и не может сопоставить их с имеющимися у них уровнями ответственности: см. решение Ростовского УФАС России от 05.10.2022 по делу N 061/06/48-2568/2022.
15 Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2021 № 310-ЭС21-9350 по делу N А83-854/2020.
16 См., например, определение Верховного суда РФ от 21.03.2019 N 305-КГ18-26008, постановления Девятого ААС от 19.04.2019 по делу N А40-213900/18, Пятого ААС от 17.08.2022 по делу N А51-21527/2021.
17 См. определение Верховного Суда РФ от 10.04.2020 N 304-ЭС20-5084 по делу N А75-3325/2019, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2023 по делу N А56-56477/2022, решение Ленинградского УФАС России от 08.06.2023 по делу N 047/06/42-1367/2023 и др.
Нужно ли при определении необходимого участнику уровня ответственности учитывать стоимость обязательств, находящихся у него на исполнении?
Соответствие участника закупки требованию о необходимом уровне ответственности может определяться не только с учетом цены контракта, предложенной им в ходе торгов, но и с учетом общей стоимости обязательств по договорам, которые находятся у него на исполнении 18 .
Однако некоторые заказчики ошибочно отождествляют сумму цен контрактов, находящихся на исполнении у подрядной организации, с размером обязательств по этим контрактам. В силу ч. 7 ст. 55.13 ГрК РФ при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам подряда на выполнение работ в сфере градостроительной деятельности, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ. Например, если контракт/договор предусматривает поэтапное исполнение и по законченным этапам сторонами контрактов/договоров подписаны акты приемки выполненных работ, то стоимость обязательств, находящихся у подрядчика на исполнении, должна уменьшаться на соответствующую сумму 19 .
При этом Минстрой России не поддерживает такой подход к определению размера обязательств, находящихся на исполнении у подрядной организации. Ведомство ссылается на п. 3 Порядка уведомления СРО членом указанной СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, утв. приказом Минстроя России от 10.04.2017 N 700/пр: согласно этому НПА для определения фактического совокупного размера обязательств члена СРО используются суммы цен по всем таким договорам, действующим на дату его определения. А значит, при расчете фактического совокупного размера обязательств члена СРО уменьшение цены указанных договоров на стоимость выполненных по ним этапов работ не предусмотрено 20 .
В судебной практике в дополнение к формальным аргументам Минстроя России приводится еще один веский довод: если предметом контракта является строительство или реконструкция ОКС, то в силу ч. 4 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту будет построенный и/или реконструированный ОКС, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и/или реконструированного ОКС требованиям технических регламентов и проектной документации, а в установленных случаях еще и заключение федерального государственного экологического надзора. И пока этих документов нет, промежуточные акты не подтверждают достижение цели закупки 21 .
В итоге к настоящему времени возобладал подход, согласно которому комиссии заказчика не стоит и пытаться установить действительный размер обязательств, находящихся у участника закупки на исполнении, т. к. всей правды никто, кроме самого участника, не знает. Сведения о размере имеющихся у члена СРО обязательств, отраженные в реестре членов СРО, тоже не могут использоваться при рассмотрении заявок в качестве надежного источника информации, т. к. дата формирования таких сведений, как правило, отличается от даты рассмотрения заявок 22 .
Таким образом, все, что может (и должна) сделать комиссия заказчика в момент рассмотрения заявок – это удостовериться, что имеющийся у участника уровень ответственности позволяет ему заключить контракт по цене, предложенной им в ходе торгов (без учета совокупной стоимости обязательств, находящихся у него на исполнении).
В завершение отметим, что ситуация, когда фактический совокупный размер обязательств по находящимся у члена СРО на исполнении договорам подряда превышает его уровень ответственности, не является чем-то фатальным для его правоспособности. Как следует из ч. 8 ст. 55.13 ГрК РФ, установив данный факт по результатам проверки, СРО в трехдневный срок после ее завершения направляет своему члену предупреждение о превышении уровня ответственности и требование об увеличении размера взноса в КФ ОДО до уровня ответственности, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств.
18 Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.05.2023 N 089/06/48-364/2023.
19 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2021 по делу N А19-13784/2020. На необходимость сопоставления уровня ответственности участника закупки с суммой цен находящихся на исполнении контрактов за минусом сумм исполненных обязательств по таким контрактам указывалось и в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2021 по делу N А59-8/2020. См. также решение Иркутского УФАС России от 14.03.2023 по закупке N 0134200000123000283.
20 Письмо Минстроя России от 21.06.2019 N 22332-ТБ/02.
21 Постановление Пятнадцатого ААС от 23.04.2021 по делу N А32-51278/2020.
22 Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 20.12.2022 по делу N 44-4356/22. См. также решение Амурского УФАС России от 24.01.2023 по делу N 028/06/105-41/2023.
Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2025 г.
Каждый год под бой курантов Закон № 44-ФЗ становится лучшей версией себя, и 1 января 2025 г. не исключение: с указанной даты вступили в силу масштабные поправки к основному нормативному правовому акту, регламентирующему осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Задача предлагаемого материала — показать, как именно изменился правовой ландшафт контрактной системы с наступлением 2025 года.
Изменения, касающиеся импортозамещения
С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ (далее — Закон № 318-ФЗ), реформирующие национальный режим в сфере закупок. С этой даты применяются в новой редакции «профильная» ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также все остальные нормы, касающиеся актов импортозамещения.
1. Отныне в ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ сформулировано, что под национальным режимом в сфере закупок понимается режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам и услугам (далее — ТРУ) «равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом». Исключения — это случаи, когда Правительством РФ установлен запрет или ограничение закупки иностранных ТРУ либо преимущество в отношении российских ТРУ. Эти меры заказчикам хорошо знакомы по опыту прежних лет, но по ряду параметров существенно от них отличаются.
2. Запрет закупки иностранных ТРУ означает невозможность приобретения ТРУ, происходящих не из стран-участниц ЕЭАС (знак равенства между российскими ТРУ и ТРУ, происходящими из других стран-участниц ЕАЭС, поставлен в ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Новая редакция ст. 14 Закона № 44-ФЗ содержит отдельные, хотя и сходные по смыслу нормы для запрета закупки иностранных товаров (п. 1 ч. 4) и для запрета закупки работ и услуг, выполняемых либо оказываемых иностранными лицами (п. 1 ч. 5).
Законодательно закреплено, что:
- подпадающие под запрет иностранные ТРУ не могут быть предметом в т. ч. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 1 ;
- при исполнении контракта на поставку товара, подпадающего под запрет, не допускается замена такого товара на иностранный 2 .
Произошла реформа оснований для отклонения заявок в связи с применением запрета закупки иностранных ТРУ. До 1 января 2025 г. заказчики успели привыкнуть, что:
- при применении ограничений допуска заявки с предложениями о поставке иностранных ТРУ отклоняются по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ;
- в случае отсутствия в заявке документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара, в отношении которого установлен запрет, применяется п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
С 1 января 2025 г. на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ по-прежнему будут отклоняться заявки, не содержащие документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара, в отношении которого установлен запрет. Вместе с тем появится ряд ситуаций, когда применение запрета потребует отклонения заявки по п. 4 (а не по п. 5) ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ. Например:
1) участник закупки предложил к поставке программное обеспечение (далее — ПО), российское или евразийское происхождение которого подтверждено реестровой записью в соответствующем реестре Минцифры России 3 , однако другой участник предложил к поставке не просто российское/евразийское ПО, а еще и такое, которое соответствует дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 (в этом случае заявка с предложением «просто российского ПО» приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранного ПО в силу ч. 6 ст. 27 Закона № 44-ФЗ 4 );
2) участник закупки работ или услуг, подпадающих под запрет, оказался иностранным лицом (п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в этом случае неприменим, т. к. в нем речь идет исключительно о ситуации отсутствия документов и сведений, подтверждающих страну происхождения подпадающих под запрет товаров);
Если при осуществлении закупки устанавливался запрет на закупку иностранных товаров, то при исполнении контракта не допускается замена товара на иностранный 5 .
3. Ограничения закупки иностранных товаров с 1 января 2025 г. срабатывают исключительно по принципу «второй лишний», т. е. заявки с предложениями иностранных ТРУ будут отклоняться по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ при наличии хотя бы одного российского или евразийского предложения, полностью соответствующего требованиям извещения о закупке 6 .
При этом в силу ч. 6 ст. 27 Закона № 44-ФЗ предложения о поставке российских или евразийских товаров при применении ограничений тоже могут быть приравнены к предложениям о поставке иностранных товаров, если поступит предложение о поставке «наиболее российского товара» (т. е. в наибольшей степени удовлетворяющего требованиям, которые предъявляются в целях его отнесения к российской промышленной продукции). Например, при если на участие в закупке отдельных видов радиоэлектронной продукции поступит предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня 7 .
Кроме того, законодательно запрещено при исполнении контракта производить замену товара на иностранный, если по результатам закупки товара, подпадающего под ограничение, был заключен контракт на поставку товара российского происхождения 8 . Таким образом, данный запрет больше не привязан к срабатыванию ограничения (отклонению заявок с предложениями о поставке иностранных товаров при наличии заявки на поставку российского товара).
4. Вместо «условий допуска иностранных товаров к участию в закупках», которые были утверждены утратившим силу с 1 января 2025 г. приказом Минфина России от 04.05.2018 № 126н (далее — Приказ № 126н), с 1 января 2025 г. Правительство РФ вправе устанавливать «преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами». Как следует из абз. 4 п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, пока что такое право реализовано Правительством РФ исключительно в отношении российских товаров (любых!), но не работ или услуг.
Преимущество в отношении российских товаров значительно отличается от ранее действовавших условий допуска иностранных товаров (см. табл. 1).
Преимущество в отношении российских товаров и условия допуска иностранных товаров: ключевые отличия
Размер преимущества | 15%-ное преимущество для товаров из приложения № 1, 20%-ное преимущество для товаров из приложения № 2 | 15%-ное преимущество для любых российских товаров |
Принцип применения | При проведении конкурса и запроса котировок ценовое предложение участников, предложивших российские товары, снижалось на 15 (20) % для целей сопоставления с предложениями о поставке иностранных товаров. При проведении электронного аукциона победитель, предложивший к поставке иностранные товары, получал контракт с ценой, сниженной на 15 или 20 %, если кто-то из других участников заявлял к поставке российские или евразийские товары | Единый принцип применения: независимо от вида электронной процедуры, при присвоении порядкового номера заявке с предложением о поставке товара только российского происхождения ценовое предложение такого участника будет снижаться на 15 % (если в результате этого победителем электронной процедуры станет участник, предложивший к поставке российский товар, контракт будет заключен с ним без учета снижения ценового предложения) |
Ситуация, когда участник предложил плату за право заключения контракта | Не предусматривалась | Если участник подаст предложение о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, то будет производиться увеличение ценового предложения этого участника закупки на 15 % для целей сопоставления с заявками, в которых предлагаются к поставке иностранные товары |
Предоставление преимущества в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ и оказании услуг | Не предусматривалось 9 | Предусматривается |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Только конкурс, аукцион и запрос котировок (но не закупка «с полки» по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) | Любые конкурентные процедуры (в т. ч. закрытые конкурсы и аукционы), а также закупка «с полки» |
Изменение страны происхождения товара на государство, не являющееся членом ЕАЭС, при исполнении контракта | Не допускалось в любом случае, когда контракт был заключен на поставку товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н | Не допускается, если заключенный контракт предусматривает поставку товара российского происхождения |
5. Упразднена ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ. Это значит, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров при осуществлении закупок с ограничениями допуска иностранных ТРУ более не предусматривается. Вместе с тем обязанность отчитываться о закупках российских товаров распространяется на весь объем осуществляемых заказчиком закупок ТРУ: независимо от способа закупки, от того, применялись ли при ее осуществлении запрет, ограничение или преимущество, и даже от размещения сведений об осуществленных закупках в реестре контрактов в ЕИС.
Заказчики должны будут размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских ТРУ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом 10 . Отчет будет формироваться путем обработки информации, содержащейся в ЕИС, включенной в реестр контрактов, а также путем указания заказчиком информации об объеме закупок, сведения о которых в ЕИС не размещаются. При этом за 2024 год нужно будет отчитаться о достижении минимальной обязательной доли закупок российских товаров по ранее действовавшим правилам.
6. С 1 января 2025 г. при закупке товаров, в отношении которых устанавливаются запрет, ограничение или преимущество, заказчики обязаны указывать в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения 11 .
7. Правительство РФ получило право установить особенности определения НМЦК, ЦКЕП для целей осуществления закупок ТРУ, в отношении которых установлены запрет, ограничение или преимущество. С 1 января 2025 г. такие особенности установлены в отношении товаров, подпадающих под запрет или ограничение закупки иностранных товаров 12 .
8. В ч. 9 ст. 14 Закона № 44-ФЗ определен единый перечень закупок, при осуществлении которых запрет, ограничение и преимущество не применяются (это закупки ряда силовых ведомств, производимые для выполнения особых задач, которые перед ними ставятся) 13 .
9. Появился еще один случай, когда заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Согласно подп. «в» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ это придется сделать, если вследствие реорганизации юридического лица, являющегося подрядчиком (исполнителем), его права и обязанности по контракту перейдут к вновь возникшему юридическому лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество.
Изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. С 1 января 2025 г. вступила в силу ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Эта норма наделяет заказчиков правом заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок по п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для которых такая возможность появится только с 1 июля 2026 г. 14 .
При этом уже с 31 марта 2024 г. заказчики будут обязаны заключать с использованием ЕИС контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 2 15 , 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ 16 .
Заключение контракта с использованием ЕИС осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (об особенностях применения этой нормы в 2025 г. рассказывается в следующем разделе настоящей статьи). При включении в реестр контрактов информации о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном в указанном порядке, а также при исполнении такого контракта будут применяться положения Закона № 44-ФЗ о контрактах, заключаемых по результатам электронных процедур (в т. ч. в части электронного актирования).
В отношении контрактов, заключаемых по п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчикам предоставляется право указывать с использованием ЕИС в проекте контракта только его цену и идентификационный код закупки, тогда как в остальном проект контракта может в этих случаях формироваться без использования ЕИС.
2. С 1 января 2025 г. действие п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (т. е. право сторон изменять по своему соглашению любые существенные условия контракта без каких-либо ограничений, накладываемых Законом № 44-ФЗ) распространяется на п. 3, 21, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в дополнение к прежним п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51).
Обновленный порядок заключения контракта по итогам «безрезультатной» закупки
В п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам «безрезультатной» закупки.
Случаи, когда открытую электронную процедуру можно назвать «безрезультатной», перечислены в п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (не поступило ни одной заявки, все заявки были отклонены, все участники уклонились от заключения контракта или же заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником, чья заявка была признана соответствующей). Для закрытых электронных процедур этот перечень также является базовым, с прибавлением к нему двух специфических случаев, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ (если по окончании срока для подачи запросов о предоставлении документации о закупке не поступило ни одного запроса или если всем, кто направлял такие запросы, было решено отказать в предоставлении документации).
С 1 января до 30 июня 2025 г. включительно контракт с участником закупки может в указанных случаях заключаться без использования ЕИС и электронной площадки (в т. ч. специализированной электронной площадки в случае проведения закрытых электронных процедур) 17 .
При этом в течение 2025 г. заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ:
1) не будут применяться положения ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ о признании участника закупки, не подписавшего поступивший от заказчика проект контракта, уклонившимся от заключения контракта;
2) при заключении контракта не ограничивается количество протоколов разногласий, которые могут быть сформированы, подписаны и размещены в ЕИС (в таких протоколах указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия);
3) обеим сторонам заключаемого контракта предоставляется право на отказ от его заключения (при этом заказчику в случае такого отказа нужно будет указать информацию об основании для отказа).
Данные особенности будут действовать не только при заключении контрактов по итогам «безрезультатных» конкурентных процедур, но и при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом положений ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Продлили на 2025 год действие ряда антикризисных норм
В табл. 2 перечислены части ст. 112 Закона № 44-ФЗ, действие которых продлили на 2025 год.
56 | До 1 января 2026 г. предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и/или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства |
63.1 | До 1 января 2026 г. в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. |
65.1 | Изменение любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (изменение допускается при соблюдении ряда установленных законом требований) |
65.2 | До 31 декабря 2025 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов |
72 | До 31 декабря 2025 г. на некоторых заказчиков не распространяются ограничения в части предельного размера годового объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, составляющего 50 млн руб. |
Иные изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 г.
1. При определении доли закупок, подлежащих осуществлению у СМП, СОНКО, не нужно будет брать в расчет совокупного годового объема закупок закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ. Наиболее известный пример — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» 18 .
2. Расширили перечень случаев, когда содержание контракта может определяться без учета положений ч. 4–9, 11–13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (т. н. «упрощенная форма контракта»). К тем случаям, которые были перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ранее, добавили ряд новых оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно закупки по п. 9, 22, 33, 37 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
3. В ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ фраза «контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок» заменена более точной формулировкой, согласно которой «контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса».
4. Вступили в силу изменения, связанные с обновленным определением в ст. 15 Закона № 44-ФЗ круга заказчиков, применяющих при осуществлении закупок отдельные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Теперь в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ указано, что в случае осуществления юридическими лицами закупок за счет бюджетных средств, предоставленных с условием о соблюдении положений Закона № 44-ФЗ, должны применяться положения, касающиеся отношений, указанных в п. 2, 3, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ 19 . Закупки автономных учреждений за счет бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, должны осуществляться с применением положений Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 1–3 и 5–7 ч. 1 Закона № 44-ФЗ.
Обязанность руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 2–6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ 20 , возложили также на акционерные общества, 100 % акций которых принадлежит субъекту РФ, при осуществлении закупок для целей исполнения контрактов, заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
5. В течение 2025 г. закупка, по результатам которой контракт со встречными инвестиционными обязательствами заключается для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ и/или заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ, может осуществляться путем проведения совместного электронного конкурса по правилам, изложенным в ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ. Заказчики такой закупки определяются актом высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Автор надеется, что приведенный обзор облегчит нашим читателям вхождение в рабочий ритм после долгих новогодних каникул. Успешных закупок в наступившем 2025 году!
1 См. подп. «б» п. 1 ч. 4, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
2 Подп. «в» п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
3 Размещен на странице: Реестр
4 См. подп. «х» п. 4 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.
5 Подп. «б» п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (нов. ред.).
6 Ранее такой принцип был реализован в постановлениях Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 и от 10.07.2019 № 878.
7 См. подп. «т» п. 4 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.
8 Подп. «б» п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
9 См. письмо Минфина России от 10.06.2024 № 24-06-06/53522.
10 Ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (нов. ред.).
11 См. нов. ред. ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
12 См. подп. «в», «г» п. 7 ПП РФ № 1875.
13 Впрочем, в ПП РФ № 1875 перечень таких исключений гораздо шире. Будет рассмотрен в отдельной статье.
14 См. ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ.
15 Кроме случая, когда в указе или распоряжении Президента России, постановлении или распоряжении Правительства РФ установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
16 См. ч. 14 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Федерального закона от26.12.2024 № 484-ФЗ.
17 См. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Закона № 318-ФЗ.
18 Ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ дополнена соответствующим пунктом 6.
19 С оговоркой о том, что положения ч. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ применяются исключительно в части контроля, предусмотренного ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
20 С оговоркой о том, что положения ч. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ применяются исключительно в части контроля, предусмотренного ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Всё про участие в закупках с СРО в 2025 году
Для участия в некоторых строительных тендерах нужно состоять в реестре саморегулируемых организаций. Рассказываем, что это за организации и когда заказчики требуют от подрядчиков членства в них. А еще объясняем, как правильно определить уровень ответственности и размер взносов в СРО для заявки на тендер.
Анна Натесова Эксперт Контур.Закупок
Что такое СРО
СРО — это некоммерческое партнерство, объединяющее юридических лиц, ИП и специалистов, которые занимаются одним видом деятельности. Например, строителей, инженеров, изыскателей, оценщиков.
После отмены государственного регулирования отдельных видов деятельности возникла необходимость в создании профессиональных сообществ, которые берут на себя эту функцию. СРО на основании 315-Ф3 разрабатывают нормы и стандарты услуг и контролируют качество их оказания.
В сфере строительства есть два основных реестра саморегулируемых организаций:
- Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — контролирует реконструкцию, капремонт, строительство и снос зданий;
- Национальный реестр проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) — контролирует инженерные изыскания и проектирование.
Реестры содержат сведения о поставщиках, уровнях их ответственности и наименовании СРО, в которых они состоят.
Членство в СРО позволяет:
- выполнять определенные виды работ;
- участвовать в конкурентных процедурах;
- получать юридическую помощь;
- возмещать ущерб, причиненный заказчику, за счет фондов;
- повышать квалификацию и многое другое.
Если фирма занимается одновременно несколькими видами деятельности, она должна состоять в нескольких СРО. ФАС не рекомендует заказчику объединять в один лот изыскательские и проектировочные виды деятельности.
Вступить в СРО может организация, ИП или отдельный специалист. Условия вступления могут отличаться. Например, для вступления в НОСТРОЙ специалист должен иметь профильное высшее образование, стаж работы на инженерных должностях не менее 3 лет, общий трудовой стаж в сфере — не менее 5 лет. Юрлицам и предпринимателям нужно иметь в штате минимум двух специалистов, входящих в НОСТРОЙ или НОПРИЗ.
Найдите закупку мечты — в пару кликов
Когда в закупках обязательно членство в СРО
В тендерах по 44-ФЗ действуют единые требования к участникам (ч. 1 п. 1 ст. 31 44-ФЗ). По закону в СРО должен состоять подрядчик, претендующий на закупки по реконструкции, капремонту или сносу объектов с НМЦК от 10 млн рублей. Исключение — некоторые категории участников, предусмотренные п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Например, в закупке на капремонт с НМЦК 10 500 000 рублей контракт не может быть заключен без членства в СРО. Если после заключения сделки выяснится, что сведений о победителе нет в реестре саморегулируемых организаций, заказчик должен будет расторгнуть контракт по соглашению сторон или через суд.
Для участия в закупках инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования членство в СРО нужно подтверждать вне зависимости от НМЦК.
Для участников тендеров по 223-ФЗ и коммерческих закупок нет обязательного правила о нахождении в СРО, но некоторые заказчики все же могут его устанавливать. Рекомендуем внимательно изучать документацию закупки, чтобы не пропустить такое требование.
Уровни членства и взносы
Чтобы поучаствовать в закупке с требованием о нахождении в СРО, нужно иметь в этой организации определенный уровень членства. Для получения уровня необходимо внести денежную сумму в компенсационные фонды (КФ). Их создает каждая СРО, чтобы покрывать заказчикам убытки от некачественного выполнения работ.
Для заключения прямых договоров достаточно взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а для участия в тендерах нужен еще один взнос — в компенсационный фонд договорных обязательств.
Каждому уровню членства соответствуют:
- Максимальная стоимость работ по одному договору, который может заключить член СРО.
- Максимальная сумма договоров, которые член СРО может одновременно заключить и исполнять в рамках участия в закупках.
Информация о члене СРО содержится в выписке из соответствующего реестра. При рассмотрении заявок на тендер заказчик проверяет сведения о наличии у участника права на выполнение работ и внесенных им взносах в КФ СРО.
Сведения о праве на выполнение работ
Информация об уровне ответственности участника находится во вкладке «Сведения о наличии права». В выписке отражается:
- наличие права на выполнение работ по прямому договору подряда;
- наличие права на выполнение работ по договору, заключенному в результате торгов;
- уровень ответственности (членства) и максимальный размер обязательств по договорам.
Если в выписке не указан размер обязательств по договорам, заключенным в результате торгов, подрядчик не имеет право участвовать в тендере с требованием членства в СРО. Чтобы претендовать на контракт, сумма ответственности должна покрывать его цену, а совокупный размер обязательств по договорам должен соответствовать уровню членства (ч. 10-13 ст. 55.16 ГрК РФ).
Например, у участника закупки второй уровень членства в СРО. Это значит, что стоимость работ по одному договору и сумма всех обязательств не должна превышать 500 млн руб. Такой подрядчик не может заключить договор на 600 млн руб. или два договора по 500 млн руб. В сумме они составят 1 млрд руб. — это выше уровня ответственности.
Для заключения второго договора подрядчику придется исполнить уже имеющийся договор на 500 млн руб. или увеличить уровень обязательств (членства) в СРО до третьего, пополнив компенсационные фонды. Тогда предел стоимости по одному договору и максимальная сумма обязательств будет 3 млрд руб.
Сведения о фактическом совокупном размере обязательств участник сообщает СРО самостоятельно. ФАС напомнила, что соблюдение фактического совокупного размера обязательств подрядчика-члена СРО контролирует сама организация. Подрядчики, которые состоят в объединении, обязаны ежегодно информировать СРО о контрактах, заключенных по итогам тендеров (ч. 4 ст. 55.8 ГрК). Если лимит превышен, подрядчик совершает дополнительный взнос в КФ самостоятельно или по требованию СРО.
Информация о взносах в КФ
Сведения о взносах участника в компенсационные фонды содержатся во вкладке «Информация о КФ».
Еще раз повторим: для участия в конкурентных закупках с требованием о нахождении в СРО нужно обязательно перечислить деньги в фонд возмещения вреда и фонд договорных обязательств.
Субсидиарная ответственность
СРО несет субсидиарную ответственность за деятельность своих участников. Это значит, что член организации и саморегулятор распределяют между собой имущественные последствия в случае невыполнения обязательств.
Ущерб заказчику покрывают из компенсационного фонда. Члены СРО могут нести и дисциплинарную ответственность за нарушение норм и стандартов саморегулятора. Она предполагает предупреждение, наложение штрафа или исключение из организации.
СРО обязана выплатить неустойку заказчику, если:
- Подрядчик отказывается возместить вред и удовлетворить требования заказчика.
- Страховой выплаты, которая предназначена для покрытия нарушения поставщиков, недостаточно.
- Субсидиарная ответственность находится в пределах компенсационного фонда. При выплате из КФ все члены должны будут сделать дополнительные взносы, чтобы объем фонда был не меньше заявленного.
За плохо выполненные работы исполнитель отвечает самостоятельно в пределах суммы договора. Ответственность регулируют 315-ФЗ и ст. 60 ГрК РФ. Так, нарушение сроков выполнения работ, комплектности и иных условий договора СРО не компенсирует. Заказчик определяет качество работ по Федеральному перечню технических норм и оценивает ущерб по обоюдному согласию с исполнителем или в судебном порядке.
Подтверждение членства для участия в закупках
Во всех закупках по 44-ФЗ и в тендерах по 223-ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) членство в СРО проверяет комиссия заказчика (п. 1 ч. 1, ч. 9 ст. 31 44‑ФЗ).
Чтобы подтвердить членство в СРО, участнику не нужно предоставлять выписку из реестра или иной специализированный документ. Комиссия заказчика сама проводит проверку по сведениям из публичных источников и реестров.
Отсутствие сведений в реестре — основание для отклонения заявки, но требовать выписку заказчик не имеет права (письма Минфина № 24‑01‑07/95279 и Минстроя № Б0737‑СИ/02 от 03.10.2022).
Практика ФАС
ФАС активно следит за соблюдением тендерного законодательства. Практика показывает, что часто возникают споры по поводу недобросовестной конкуренции, нарушения требований членства в СРО и подтверждения этого членства.
Контрольный орган опубликовал письмо «Об установлении требований закупки о членстве в СРО и о проверке у участников закупок членства в СРО», в котором напомнил: заказчики могут требовать у строительных подрядчиков членство в СРО для участия в госзакупках, в т. ч. в закупках у единственного поставщика по пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Рассмотрим случаи из тендерной практики.
Случай 1. Заказчик проводил тендер на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги (44-ФЗ). НМЦК закупки составляла 11 554 085,82 руб. Один из участников подал в ФАС жалобу на неправомерное отклонение заявки. Контрольный орган признал жалобу необоснованной, а отклонение — правомерным, т. к. участник такого «дорогого» тендера должен был состоять в СРО, а сведения о нем отсутствовали в реестре (Решение Новгородского УФАС России от 1.11.2024 № 053/06/48-659/2024).
Случай 2. Заказчик проводил тендер в сфере капстроительства (223-ФЗ). Участник посчитал, что требование о членстве в СРО установлено в нарушение положения о закупке.
Контрольный орган признал жалобу необоснованной. Объект закупки — капстроительство. Значит, для выполнения работ, указанных в документации, необходимо членство в СРО (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Заказчик действовал правомерно (Решение Челябинского УФАС России от 22.07.2024 № 074/07/3-1489/2024).
Случай 3. Заказчик проводил тендер в сфере строительного проектирования (223-ФЗ). Участник подал заявку, но заказчик признал ее несоответствующей из-за отсутствия взносов в КФ возмещения вреда.
Участник подал жалобу, посчитав требование избыточным на этапе рассмотрения заявок. По мнению подрядчика, заказчик должен был проверить наличие у него взносов в КФ только в случае признания победителем.
Заказчик пояснил: из системного толкования статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке. Заявка участника, у которого на момент проведения закупки отсутствует взнос в необходимый фонд, подлежит отклонению, как не соответствующая требованиям документации. ФАС поддержал заказчика, признав жалобу необоснованной (Решение Челябинского УФАС России от 5.07.2024 № 074/07/3-1336/2024).
Коротко о важном
СРО — это объединения специалистов, предпринимателей и компаний строительной сферы. Организации задают стандарты качества работ и следят за их выполнением. Для участия в тендерах на «стройку» членство в СРО необходимо не всегда. Так, в закупках с НМЦК до 10 млн рублей, не подпадающих под случаи из ч. 2 ст. 52 ГрК, заказчик может заключить контракт или договор субподряда без членства в СРО.
Находить тендеры по подобным критериям в ЕИС достаточно трудоемко. К тому же, в системе размещены не все закупки. Подобрать подходящие торги в сфере строительства можно в сервисе Контур.Закупки. А разобраться в нюансах закона вам помогут наши эксперты.
Изучите другие полезные материалы
- Как участвовать в строительных закупках в 2025 году
- Главные тренды закупок в 2025 году
- Закупки с авансом в 2025 году